Особенности переходного периода из начального
звена в среднюю школу

Кольцова Людмила Петровна

При переходе в 5 класс ребёнок испытывает множество проблем: становится много учителей-предметников, надо переходить из кабинета в кабинет. Каждый учитель реагирует по-своему, предъявляет свои требования. Для одного шум во время урока может быть естественным фоном для объяснения, а другой строго наказывает за отвлечение на уроке. Детям необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Период адаптации может занимать у ребёнка от одного месяца до года. В это время может наблюдаться спад успеваемости.

В начальной школе учащиеся находятся под пристальным взглядом «второй» мамы. Учитель контролирует готовность к уроку, помогает урегулировать конфликты с другими учителями. Учитель в тесном контакте с родителями.

В средней школе у детей больше самостоятельности. Они переходят из кабинета в кабинет, самостоятельно готовятся к уроку, решают вопросы с учителями.

Не всегда классный руководитель видит детей каждый день, его уроки могут быть два или три раза в неделю. Дети теряются, т. к. классного руководителя нет рядом. Многие теряются в силу психологических особенностей, не готовы к самостоятельности, испытывают растерянность, всё время путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Ребятам нужно время для организации школьной жизни в среднем звене.

Одной из проблем может так же стать неуверенность в себе. Ребёнок считает, что у него ничего не выйдет, и даже не пытается попробовать. Ребёнок начинает критически относиться к своим успехам и себе.

Ухудшение обучения может быть связано и с личными проблемами: поссорился с другом, проблемы в семье, симпатии к противоположному полу… Если родители это замечают, то это поможет с терпением и пониманием отнестись к неуспеваемости. Можно переждать какое-то время.

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе проблемы решает учитель в индивидуальном порядке, то в 5-м классе такого отслеживания нет. Материал усложняется от урока к уроку. Появляются двойки. Так же могут быть сложности усвоения материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Очень часто плохая учёба связана с тем, что неинтересно учиться. Ребёнок может говорить, что неинтересно учиться, потому что не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться в жизни.

Перемены происходят и в эмоциональной жизни ребёнка. Эмоции характеризуются противоречивостью и неустойчивостью. Ребёнок жаждет независимости и испытывает потребность в безопасности и любви. Очень часто это связано со сменой настроения. Очень важно, чтобы в это вре5мя рядом были родители. Со стороны взрослых важна тактичная и уважительная позиция, способность понять, принять, развеять сомнения.

В это время подростки стремятся отстоять своё право на самостоятельность и независимость, создают своё видение мира. Здесь и жаргон, мода, музыка. Мнение родителей не значимое. Общение со сверстниками становится приоритетом, которое может оказывать большее значение, чем семья и даже учителя. Это может стать падение интереса к учёбе, ребёнок рвётся на улицу – друзьям. Ведущая деятельность – общение.

В этот период важно, чтобы дом и семья были рядом, местом, где тебе не нужно ничего доказывать, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме. Он начинает расти, становится плаксивым, всё время хочет спать. Отсюда рассеянность, ослабление памяти, внимания.

Рекомендации:

  1. Каждую неделю беседовать с ребёнком о школе. Интересоваться одноклассниками, делах в классе, школьных предметах.
  2. Интересоваться успеваемостью и поведением ребёнка, беседовать с учителем об успехах и пробелах.
  3. Помогать ребёнку выполнять домашнее задание и проверять.
  4. Проявлять интерес к тому, что нравится ребёнку, посещать книжный магазин, сходить в кино и обсудить, просмотренный фильм. Совершить экскурсию, выставку вместе с ребёнком.
  5. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу дома, тогда период адаптации пройдёт плавно.

Удачи! Вместе с детьми Вы преодолеете этот период.


Автор(ы): Кольцова Людмила Петровна
Приложения: