Формирование команды обучающихся для участия
в знаковых медиапроектах

Кругликов Валерий Вячеславович

Медиапроект – это самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до его воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиатехнологий.

Данное определение носит понятный и исчерпывающий смысл, но на мой взгляд медиапроект нужно рассматривать еще и как вид творчества, где конечный продукт является законченным произведением искусства. Его отличие от понятных нам форм творчества в использовании современных медиатехнологий.   

  Поэтому, если мы говорим о команде учащихся, работающей над неким медиапроектом, то данная группа является полноценным творческим коллективом и соответствует всем ее признакам.

  Начну с того, что участие в медиапроектах не только стимулирует у ребят интерес к познавательной деятельности, но и помогает развитию навыков, связанных с бесконфликтными взаимодействиями в социуме, способствует формированию сплоченности коллектива, через объединение общей целью.

По этой причине при выборе медиапроектов отдается предпочтение тем темам, в которых может принять участие не менее 5-6 человек.

Учитывая имеющийся опыт работы, для себя определил несколько правил, которым нужно следовать при создании творческой группы учащихся.

Комплектацию команды нужно проводить, учитывая все факторы, влияющие на социальную атмосферу и взаимодействие в будущем коллективе, особенно на первичном этапе, когда идет отбор участников. Именно тут ошибка педагога может привести не только к провалу проекта, но и к конфликтам внутри творческой группы.

Во-первых, сразу необходимо избавиться от соревновательного момента внутри коллектива, создав общую цель, достигнуть которую можно лишь общей деятельностью. Цель любого проекта, некий конечный продукт, на который и нужно ориентировать ребят. Общая цель будет объединять ребят и стимулирует учащихся к равноправному взаимодействию.

Во-вторых, эффективность взаимодействия в коллективе, его работоспособность связана с увлеченностью его участников. Это зависит от педагога, формирующего рабочею группу, поскольку именно он должен зажечь участников проекта, подать его идею в наиболее привлекательном ракурсе.

Коснусь негативного опыта. Пытаясь повысить эффективность, для учащихся были введены должности, соответствующие их зоне ответственности.  Появились «главные редакторы», «режиссеры», «ответственный за звук». Как результат, - падение темпов и качества работы, возникновение соперничества на фоне «должностей». Введение должностей способствовало возникновению в коллективе соревновательного момента в ходе которого общие цели отошли на второй план.

Тут стоит понимать, что формирование группы происходит не только на первичном этапе, но и продолжается в процессе работы над проектом, вплоть до выпуска конечного продукта.

Создание команды может происходить различными способами.

Это может быть группа ребят, отобранная педагогом по их знаниям и навыкам, которые они проявили в процессе обучения, это могут быть учащиеся рекомендуемые другими учителями или администрацией школы, или наконец группа, сформированная по принципу дружбы самими ребятами.

Все эти способы на мой взгляд имеют ряд недостатков.

При включении в группу ребят административным способом, мы можем получить коллектив из детей с отсутствующей мотивацией.  Они могут быть враждебно настроенными по отношению к друг-другу и не обладать набором качеств необходимых для совместного создания конечного продукта.

В случае формирования группы на основе общих симпатий мы можем получить прекрасный конечный продукт лишь в том случае, если эти ребята обладают необходимыми навыками и знаниями для работы в проекте. Помимо этого, вне проекта останется ряд учащихся, которые мотивированны, но не оказались связаны дружескими связями и не особо социализированы в школьном коллективе.

Что бы избежать ошибок, есть несколько правил, которым приходится следовать в процессе формирования проектных групп.

-  Проектная группа формируется из ребят, не конфликтующих между собой. Основу группы составляют учащиеся уже имеющие опыт положительного общения между собой.

Далее имеет смысл добавить к ним обучающихся, которым в силу различных причин сложно раскрыть свои способности в школьном коллективе, но которые имеют хороший потенциал и готовы сделать это в более благоприятных социальных обстоятельствах. Работая внутри небольшой группы учащихся в проекте, получая от них поддержку, такие ребята заметно повышают свою самооценку.

 Как показывает мой опыт по окончанию проекта такие ребята начинали верить в себя, их самооценка и инициативность повышалась в школьном социуме.
 - Не нужно боятся разновозрастной группы. Если разница не более 3-4 и даже 5 лет, то такие ребята вполне смогут работать в одной команде. В процессе совместной деятельности и общения школьников разного возраста происходит преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших, т.е. через взаимообучение происходит развитие. Именно такой коллектив представляет больше возможностей для приобретения личностных качеств.

  - В проектной группе не должно быть двух лидеров. Если же нет возможности избежать этого, то необходимо каждому из них дать по отдельному участку проекта, которые будут связанны друг с другом.

В идеале, яркий лидер должен быть один, тогда ребята склонные к лидерству будут иметь возможность в процессе работы наблюдать за ним и анализировать причины его ошибок и успеха. И как результат это даст им возможность в будущем проявить себя правильным образом в роли лидеров.

- На момент работы в проекте необходимо забыть о собственном «взрослом» мнение. Нужно помнить, что все нужно объяснять и доказывать без ссылок на собственный авторитет. Не бойтесь обсуждать с ними на равных ту или иную проблему, предлагайте креативные решения и будьте готовы их услышать. Ребята должны понимать, а не менять свое мнение под вашим давлением.

- Будьте строги к себе. Тут нужно понимать, что ребята будут воспринимать Вас не только, как педагога, но и как участника команды. Поэтому требовательное отношение должно быть не только к ним, но и к себе.

- При всем сказанном выше, педагог должен по-прежнему контролировать творческий процесс в команде, чтобы вовремя заметить проблему и устранить ее. Для этого можно взять на себя административно-организационные функции, которые сами ребята не очень любят и через них наблюдать и направлять творческий процесс.

- Сформируйте вместе общий план работы. Включите в него план работы каждого участника коллектива, что бы учащиеся понимали, что от каждого из них зависит каким будет конечный продукт. Можно внести в общий и индивидуальный план точки контроля.

- Желательно сразу проговорить функции, которые будут возлагаться на капитана в их команде, особенности его деятельности. После этого помочь им выбрать, но не навязать, им лидера, который сможет максимально эффективно направлять работу.

Если в процессе работы над медиапродуктом лидер оказывается излишни авторитарен или наоборот попадает под влияние коллектива, то стоит попробовать переговорить сначала с самим лидером команды, а затем с самой командой.

Нужно дать понять ребятам, что в данной ситуации менять капитана нет возможности, а поставленные задачи остались, поэтому необходимо найти компромисс между ними и лидером, чтобы решить их. 


Вывод

Через работу в команде мы формируем у учащихся умение грамотно планировать и распределять совместную деятельность. Ребята должны понимать, что для достижения цели они должны уметь находить общий язык, идти на компромисс, поддерживать друг друга и положительный климат в коллективе. 

В свое время были споры, стоит ли настраивать участников команды на безоговорочную победу или стоит остановится на термине, «главное не победа, а участие». Мое мнение, что не только стоит, а необходимо настраивать ребят на победу. Иначе теряется смысл командной работы и общих целей. Не стоит боятся неудач, они компенсируются тем удовольствием, которые ребята испытают в процессе создания конечного медиапродукта


Автор(ы): Кругликов Валерий Вячеславович
Приложения: