Составление описательных рассказов по картинкам
с детьми дошкольного возраста

Полищук Ольга Владимировна

В процессе составления рассказа по картинке, или серии картинок, ребенку прежде всего необходимо воссоздать в памяти те реальные качества предметов, которые изображены, для того, чтобы он мог их правильно описать. Среди воспитанников любого дошкольного возраста следует использовать предметные картинки, которые изображают как отдельные изолированные предметы, так и  группы статичных предметов на нейтральном фоне. Данные картинки можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и в качестве наглядного материала при проведении дидактических игр.

Также для составления описательных рассказов можно использовать сюжетные картины. В данном случае ребенку необходимо, во-первых, осмыслить общее содержание данного изображения, во-вторых разобраться во взаимоотношениях изображенных на картине персонажей, затем представить предшествующие событию действия. Для наилучшего восприятия и понимания изображения воспитатели часто, до показа картины, используют небольшие вводные беседы, в которых используют личный опыт детей, их воспоминания о некоторых событиях, близких к изображенным на картине. Например, перед показом картины с изображением новогоднего праздника, педагог может задать детям такие вопросы: какой праздник приближается? Кто дома уже украсил елку? Какая у вас елка? Данный разговор будет способствовать более точному и полному восприятию картины малышами. После данной беседы воспитатель может попросить детей рассмотреть картину и рассказать, что на ней изображено.

Ребенок способен рассказать только о том, что ему хорошо известно. Если представленная картина будет трудной по форме и композиции, следует рассмотреть ее несколько раз и последовательно, разобрав изображенное событие, переходить к составлению описательного рассказа.

Довольно целесообразно рассматривать с детьми такие картины как «Радостная встреча», «Здесь построят новый дом», содержание которых весьма широко и у ребенка есть простор для фантазии и воображения.

Общим правилом при составлении описательного рассказа является следующий алгоритм: определение главного, затем, постепенно, круг рассматриваемых изображений расширяется, после чего устанавливается взаимосвязь меду ними. Иногда можно описывать отдельные части картины, если это позволяет ее композиция. Педагог показывает изображенный для описания объект и предлагает небольшой план для составления рассказа. Например: Ребята, сначала расскажите только о том, как дети достают елку и устанавливают ее». Для данного описания лучше выбирать крупные части картины. Во второй части занятия можно составлять рассказ по всей картине с использованием следующего плана: «Теперь расскажите обо всем сразу: как дети доставали елку, устанавливали ее, наряжали, какая была елка».

Есть картины, которые лучше сразу описывать полностью, так как описывая отдельные части можно нарушить их целостное восприятие. Это картины подобного содержания: «Шар улетел», «Подарке маме и бабушке на 8 Марта» и др. Чтобы занятие проходило более интересно, педагог опирается на жизненный опыт каждого ребенка, близкий к содержанию данной картины и предлагает детям рассказать об аналогичных случаях из их жизни.

Для составления рассказов можно использовать не только настенные картины, но и настольные сюжетные изображения. Поскольку дети на таком занятии получают совершенно новое задание, воспитатель может предложить им образец рассказа. Но на последующих занятиях педагог предлагает детям только указания о содержании изображения: например рассказать кто нарисован, где и что делает? Детям старшего дошкольного возраста можно указывать, что необходимо описывать точно (не просто говорить «здесь», «там», а «около дорожки стоит скамейка»,  «вдалеке домик и дерево»).

В процессе одного занятия лучше использовать картинки, сходные по содержанию (изображение города, на ферме и т.п.).можно предложить детям по очереди показывать свои картинки и рассказывать, что на них изображено, по окончании рассказа картинки моно повесить на доску, чтобы все могли их еще раз рассмотреть и обсудить. Иногда можно одновременно дать малышам упражнение на классификацию для картинок, которые относятся к определенным понятиям: посуда, транспорт, одежда и т.д. дети, выслушаю рассказ товарища, следят, правильно ли он поставил картинку, на нужное место, и в случае необходимости могут поправить его.

Подобные занятия хорошо подготовят детей к дальнейшему участию в дидактических играх с картинками.


Автор(ы): Полищук Ольга Владимировна
Приложения: