Опыт проведения практических занятий в РКТК и способы улучшения качества дистанционного образования.

В Российском колледже традиционной культуры опыт проведения дистанционных практических занятий вывил ряд проблем, связанных именно с невозможностью обеспечить всех студентов необходимыми материалами и инструментами в домашних условиях.

На таких специальностях, как художественная обработка дерева и металла, керамика и батик проведение практических занятий было организовано при помощи программы Zoom и Whatsapp, с использованием раздаточного материала. Примерно 30% учебного времени отводилось для лекций и обсуждений и 70% на самостоятельные и практические работы.

Для того, чтобы обозначить выявленные проблемы и предложить способы их решения, рассмотрим подробнее опыт преподавателей и студентов в период дистанта.

По специальности художественной обработки дерева студентам заблаговременно были выданы деревянные заготовки под резьбу, а также необходимые инструменты и инструкции по выполнению задания.

Задание разрабатывалось в соответствии с программой, но в упрощенном варианте, чтобы исключить использование студентами станкового и ручного электроинструмента, но при этом не потерять в уровне освоения навыков резьбы. Вместо выполнения масштабного и требующего наличия мастерской предмета мебели (стула, консоли или пуфа) студентам предложили изготовить ряд резных деталей, достаточно сложных форм, но небольших размеров.

В ходе дистанционных уроков преподаватель связывался со студентами в начале учебного дня посредством видеоконференции, где еще раз проговаривал общую задачу и задачу на этот день, напоминал о технике безопасности и приемах резьбы.

Технике безопасности в данном случае уделялось большее внимание, чем на очных уроках, в виду невозможности осуществлять постоянный контроль и в случае получения студентом травм при работе с режущим инструментом, быстро оказать помощь.

В конце дня преподаватель также связывался со студентами для подведения итогов и текущего контроля результатов.

Итоговый просмотр в очной форме выявил снижение успеваемости. Причиной тому стала недостаточная мотивация ряда студентов и недостатки материально-технического обеспечения.

На специальности художественной обработки металлов пошли по тому же пути. Студентам выдавали заготовки небольшого размера и периодически связывались с ними для решения возникающих вопросов.

Один из педагогов этой специальности применил метод мастеркласса, в ходе которого студенты дистанционно выполняли несложное практическое задание, следуя пошаговой инструкции, повторяя действия педагога, который вел трансляцию из мастерской колледжа.

Данный метод мастерклассов показал себя хорошо в краткосрочной перспективе. При его использовании все студенты, подключившиеся к трансляции полностью погружаются в процесс работы. Они также могут задавать возникающие вопросы в прямом эфире, а преподаватель, в свою очередь, может наблюдать за тем, как студенты выполняют каждый из этапов.

К сожалению, использование такого метода постоянно невозможно в связи с тем, что он подразумевает детальную и тщательную подготовку преподавателя к каждому из уроков, что занимает немало времени.

Здесь необходимо не только выполнить стандартные для очной формы процедуры, но и дополнительно разобрать подаваемый материал, сделать его максимально доступным и понятным.

Кроме того, преподаватель должен предусмотреть возможность возникновения нерешаемых вопросов, связанных с выполнением работ. В случае с практическими заданиями иной раз гораздо проще показать прием выполнения той или иной операции, чем рассказать про него. Некоторым студентам может потребоваться больше времени и уровень подготовки не будет у всех одинаковым. Это нужно учитывать при составлении плана урока-мастеркласса.

На росписи по ткани ситуация несколько отличалась от других специальностей. По программе на дистанционное обучение попала часть с разработкой эскизов к будущим курсовым и дипломным работам, поэтому преподаватели в индивидуальном порядке связывались с каждым из студентов посредством месседжеров и обсуждали получившиеся эскизы, вносили коррекцию и присылали ссылки на полезные источники.

Роспись по ткани не требует использования интсрументов и средств, нуждающихся в постоянным контроле педагога, а также не несет опасности здоровью, поэтому даже если бы студентам пришлось делать на дистанте полноценные практические работы, а не только эскизы, то они могли бы беспрепятственно этим заняться.

Формат обучения в таком случае мог бы предполагать использование как дистанционных лекций, так и мастерклассов. Кроме того, здесь не сложно было бы сочетать комбинированные уроки, которые предполагают беседы и сочетание теории и практики.

В случае с керамикой преподавателям пришлось исключить использование глины, поскольку с домашних условиях с ней работать достаточно сложно. Она пачкается, быстро высыхает и для ее полноценного отвердения требуется обжиг в специальных печах при высокой температуре. Студенты покупали для себя сами или брали в колледже скульптурный пластилин, из которого на практических дистанционных занятиях изготавливали модели для своих будущих работ.

Как и в случае с батиком, при скульптурном проектировании преподаватели связывались со студентами индивидуально и только несколько раз за весь период дистанта проводили полноценные лекции.

Из рассмотренных примеров видно, что наибольшие трудности возникают именно при попытке контроля и оценки, а также самого процесса выполнения работ, которые предполагают наличие мастерской и специального инструмента.

Если не рассматривать дистанционное обучение как постоянное явления в учреждениях среднего профессионального образования, то реализация программ, а точнее частей (модулей) этих программ возможно организовать на достаточном для освоения уровне.

Допустим, что по специальности «Художественная обработка дерева» предстоит пройти модуль «Плоскорельефная резьба». В таком случае преподаватель подготавливает материал и назначает даты лекций и явки в колледж для получения раздаточного и дидактическгого материала. После этого в назначенные часы он отчитывает лекции или использует иные формы  (обсуждение, беседа, круглый стол и т.д., если это целесообразно), далее студенты выполняют практическую работу с фотоотчетом и периодически выходят на связь с преподавателем для решения возникающих вопросов.

В индивидуальном порядке возможно предусмотреть посещение колледжа при острой необходимости, например для отстающих студентов. Таким образом удастся избежать скопления людей и соблюдение дистанции.

В дистанционном обучении немаловажную роль играет мотивация самих студентов и четко установленные сроки. Преподавателю необходимо обозначить временные рамки и последствия при невыполнении практической работы и получить ответную реакцию, для того, чтобы убедиться в максимальной осведомленности обучающихся.

Крупные блоки информации можно разбить на более мелкие и выдавать порционно на онлайн-лекциях. После прочитанного блока можно организовать короткий тест по пройденной теме. Это послужит средством дополнительной мотивации и контроля.

При длительном или постоянном применении дистанционного обучения возникнет проблема с выполнением масштабных, а также дипломных и курсовых работ, которые очень редко удается уложить в малые формы. Чаще всего на художественной обработке дерева и металла это предметы мебели, иногда и целые мебельные комплекты. На росписи ткани это картины большого формата, иногда составленные из нескольких частей. На керамике это сервизы посуды или скульптурные формы, выполнение которых в домашних условиях возможно, но затруднительно.

В условиях колледжа невозможно организовать отдельное помещение (или часть помещения) для каждого студента, поэтому дистанционное обучение подходит для масштабных работ лишь частично.

Например, практическую часть дипломной работы целесообразно выполнять полностью в колледже, это обеспечит наилучший результат. Теоретическую же часть (написание пояснительных записок, подбор образцов, поиск источников и работа с ними) можно полностью перенести на дистанционный формат, с индивидуальными очными консультациями при необходимости. Для того, чтобы избежать лишних контактов между людьми, можно разбить группы обучающихся на более мелкие и работать с ними попеременно или в разных кабинетах.

На основании полученного опыта можно также сказать, что педагогическому коллективу следует проработать вопросы мотивации обучающихся. Возможно обратиться к их родителям или опекунам и подавать часть важной информации через них. Например, часть организационных моментов можно переложить на родителей.

Составление четкого расписания дистанционных уроков также немаловажно. В случае с Российским колледжем традиционной культуры расписание составлялось сумбурно, по усмотрению преподавателя.

Отдельно стоит отметить необходимость покупки специального программного обеспечения для того, чтобы онлайн-лекции и мастерклассы можно было проводить регулярно и бесперебойно. На данный момент большинство учебных заведений использует в качестве платформы для лекций Zoom, который допускает проведение 30-тиминутной трансляции, после чего необходима переподключение. На практике оказывается, что часть студентов после такого переподключения могут не вернуться на лекцию и учебный материал для них останется не проработан.  Кроме того, сжатые сроки пробных версий программ для конференций не позволяют сосредоточить все внимание студентов на изложении преподавателя, а самого преподавателя отвлекают таймингами.

 

Резюме

Как показали события последних месяцев, региональные системы СПО довольно быстро адаптировались к работе в новых условиях. Основная масса организационных и управленческих решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации в отношении школ, оказалась действенной и в отношении профессиональных образовательных организаций. Все меры технической поддержки, направленные на организацию работы в дистантном режиме, оказались актуальными в отношении колледжей в той же степени, что и в отношении общеобразовательных организаций.

Переход к дистанционным образовательным технологиям еще раз продемонстрировал, что количество технологических решений и продуктов, ориентированных на систему СПО, остается незначительным. Сегодня в Российской Федерации действуют только 2-3 крупных провайдера, предлагающих платформенные решения и разработанный образовательный контент для организаций среднего профессионального образования.

Сегмент СПО рыночно не освоен, суммарное предложение онлайн курсов и сопутствующих сервисов не удовлетворяет актуальные потребности колледжей. Реализуя несколько сот образовательных программ, профессиональные образовательные организации не имеют цифровых аналогов этих учебных курсов. Если сегодня каждая российская школа может, при наличии подготовленных учителей и технической поддержки, получить доступ к многочисленным вариантам онлайн курсов по школьной физике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам, для российских колледжей это далеко не так. Даже наиболее продвинутые в технологическом отношении регионы не в состоянии обеспечить 100-процентное «онлайн-покрытие» реализуемых образовательных программ.

Отставание «цифрового сегмента» СПО связано с хронической нехваткой ресурсов развития. Сегодня все проекты в области цифровизации образования, реализуемые на федеральном уровне (в т.ч. «Кадры для цифровой экономики»), ориентированы исключительно на уровни школьного и высшего образования. Внедрение современных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании остается прерогативой отдельных субъектов Российской Федерации.

Важнейший урок кризиса состоит в том, что субъекты Российской Федерации и отдельные профессиональные образовательные организации должны иметь долгосрочные планы действий на случай возникновения ситуаций, при которых они вынуждены временно приостановить свою работу в очной форме. Опыт и данные, приобретенные во время вынужденного перехода к дистанционному обучению во время пандемии, должны быть использованы при выработке алгоритма действий колледжей в условиях чрезвычайных ситуаций. Чтобы организованно и со знанием дела действовать в условиях форс-мажорных ситуаций, требуется заранее мобилизовать ресурсы и создать основу – технологическую, методическую, кадровую – для длительной учебной работы во внеаудиторном режиме

 


Автор(ы): Ронский Иван Андреевич
Приложения: