В начальной школе ребенок получает первое представление о творчестве, создавая свои первые сочинения, рифмуя слова. В дальнейшем работа продолжается, знания расширяются и углубляются. Ребенок получает представление о  том что любое творчество – это не только врожденный талант, но и постоянная работа по расширению словарного запаса, совершенствованию собственного, индивидуального стиля писателя.

       При работе с одарёнными детьми можно использовать в качестве «разминки» разного рода упражнения, связанные с изучаемыми предметами. В частности, речь пойдёт о русском языке и литературе. Например, учащиеся с удовольствием разгадывают филворды, в которых необходимо найти указанные слова, вычеркнув их из таблицы. Для составления таких упражнений логично  использовать, например, термины по пройденной теме, группы словарных слов и тому подобное.  Можно работать как индивидуально, так и в микрогруппах. 

       После изучения синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов можно предложить создать небольшие тексты, «поиграв» с их использованием в речи. Таким образом происходит закрепление учебного материала и формируется полезный навык, а речь школьников обогащается.

        Школьники младших классов с удовольствием читают сказки, программа по литературе 5-6 классов тоже часто содержит сказки. Дети с удовольствием и сами придумывают сюжеты. Можно предложить после изучения тем на уроках русского языка создать лингвистическую сказку. Предварительно можно познакомить ребят с творчеством Феликса Кривина, Людмилы Петрушевской («Пуськи бятые») и др.

 

СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ,

 ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

       Однажды Роза пошла собирать розы. И вдруг увидела, что на замке висит замок. Роза решила бежать из замка. Она связала на листе несколько предложений и связала постельное бельё. Спустилась она у себя на дворе, а при дворе её уже искали. Король сказал охране, чтобы сняли с замка замок. В это время Роза переоделась в старую одежду и пошла собирать розы.

 

      Жил-был Иван-дурачок. Один раз его попросили посмотреть за домом. И на него напала напасть. Ему надо было накормить пса, а у пса на пасть был надет намордник. Но Иван боялся этого пса и чуть не стал обедом для него.

 

- А у меня нос болит!

- А у моего корабля красивый нос.

- Да, умно ты говоришь про нос у корабля. У него нос-то красивый, только вот у твоего капитана ветер в голове. Он сует свой нос куда не надо.

 

ОДНА ЧАСТЬ РЕЧИ

        Можно попросить школьников описать определённый предмет, используя только прилагательные; используя только глаголы, рассказать о том, как проспавший мальчик собирается в школу; используя существительные, изложить известную историю, сказку, создать свою.

Лето, море, воздух, птицы, волны, песок, водоросли, рыбки, люди. (На пляже)

Нападают, кидают, ловят, обманывают, попадают, окружают, орут, радуются, танцуют, поддерживают, поют.       (На стадионе во время матча)

Громко, шумно, измученно, весело, старательно, питательно, вкусно. (На перемене)

 

ПОДБЕРИ ЭПИТЕТЫ

       Полезными оказываются упражнения по коллективному подбору эпитетов к слову (например, к слову автомобиль, походка, голос, газета, человек), реплик к определенному состоянию человека (он сердится, смеётся, негодует, удивлён, расстроен), описанию жестов и мимики, созданию ассоциативных цепочек из произвольно подобранных слов (школа – голубь - футбол, бумага – сапоги - телефон, сомнение – ужас – радость).

       Подобного рода упражнения не только прививают интерес к изучаемым предметам, но и развивают творческие способности обучающихся, помогают преодолеть неуверенность в себе.

 

СОЛНЦЕ

       Летом солнце вставало рано. В четыре часа утра всё вокруг уже было освещено бледно-жёлтым светом. По серо-голубому небу неторопливо ползли бледно-серые облака. Вдали кричали журавли. Слышался отдалённый звонкий стук молотка по наковальне.

       Всё это видел и чувствовал Петька, который, проснувшись от утреннего холода, вылез на крышу из слухового окна старой баньки, куда он перебирался спать летом, и  ждал тёплого солнца, которое по закону природы каждый день вставало из-за большого холма, на котором стоял дом Васютки. Конечно, Петька не знал никакого закона природы, он просто знал, что каждое утро, когда раздаётся хриплый крик петуха Косого, яркий-яркий диск лениво и медленно выползает из-за холма на небо. Ему даже иногда казалось, что солнце всходит прямо из дома Васютки и сразу взбирается на небо. Ему думалось, что солнце, зайдя вечером за горизонт, тихо пробиралось к дому Васютки и там ночевало, а утром выходило сквозь двери и ярко освещало окрестности. А хитрый Васютка никому не говорит, что солнце  него ночует – он умеет хранить тайны.

       Вот о чём думал Петька ранним утром в ожидании солнца. Он нетерпеливо ёрзал на неудобных сырых досках крыши и то и дело поглядывал в сторону большого холма: «Ну когда же выглянет солнце!».  Уже  второй раз петух прокричал своё хриплое «Кукареку!», а солнце всё не показывалось. Петька уже ощущал явное волнение: «Вдруг на небе что-то не пускает солнце, вдруг что-то ему мешает?» - думал Петька, взволнованно осматривая небо. Ну конечно! Как же он сразу не понял?! Это злые серые облака не хотят, чтобы солнце выходило на небо. Петька сжал свои маленькие кулачки и зло посмотрел на огромное, жирное облако, нависшее прямо над домом Васютки. Он стал быстро слезать с крыши – надо было помочь солнцу! Вот уже мальчик на земле. Его босым ногам холодно ступать по утренней росе, но Петька терпит. Он быстро бежит по грязной дороге, на ходу срывая яблоки со свесившихся через кривые заборы веток яблонь – ведь надо чем-то прогнать злое облако! Вот уже и холм, и дом Васютки, и серое облако. Ого! Отсюда оно кажется просто огромным! Как же маленький Петька и его яблоки помогут солнцу? Тут надо звать на помощь! Петька быстро перелез через забор Васюткиного дома и быстро подбежал к окну. Мальчик встал на большую скамейку, которая стояла под окном, и заглянул в дом. Васютка сидел на высоком старом табурете и смотрел в другое окно. Петька обомлел: оно было ярко освещено красным светом. Петька кувырком слетел со скамейки, обежал дом и увидел его… Солнце! Оно медленно и величаво поднималось всё выше и выше, освещая верхушки деревьев и роняя свои жёлтые лучи на крыши маленьких домов. Петька стоял тихо и молчал. Яблоки уже давно высыпались из его ослабевших рук и упали на землю, больно ударив его по босым ногам, но мальчик ничего не чувствовал, он видел только солнце…

 ГРИГОРЬЕВА Виктория, 8 «В» класс

 

 

       Герасим Артёмович Кидряшев проснулся от страшного сна. Его спускаемый модуль разбился. И он падал на Землю. Бывший космонавт пожилого возраста проснулся на матрасе, освещённом солнечными лучами. Старик, сгорбившись, поднялся и задёрнул штору, погрузив пустую комнату во мрак. Не проходило и дня, чтобы он не вспоминал о страшном инциденте, произошедшем на борту, побудившем его покинуть ряды космонавтов.

       На запылённом столе валялись пустые кружки от кофе, подарившие старику мешки под глазами. Кривой походкой он направился в сторону ванной комнаты, чтобы хоть немного привести себя в порядок после ночного чтения. За стеной послышались звуки сверления, что стало последней каплей дя его стариковского терпения. Он яростно ударил кулаком косяк и начал кашлять, с трудом удерживая себя на хрупких ногах.

       - Вот было же время, когда я мог свернуть все горы на планете ради моего заветного полёта, о котором я мечтал ещё в детской кроватке… Что же изменилось? Во что я превратился? Куда делись моя стойкость и решительность? – с горечью подумал пенсионер. – По крайней мере, я избавился от одного: от своей… юношеской глупости.

       Жизнь Герасима пролетела перед его уставшими глазами, и ракета, в которой он сидел, устремилась в небо.

 ТАРАТЕНКО Степан,   8 «Б» класс

 


Автор(ы): Шматина Ольга Федоровна
Приложения: