Роль семьи в воспитании детей

Преженникова Елена Маратовна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 112
Выборгского района Санкт-Петербурга

          Семья – это основной элемент общества. Семья является хранительницей общечеловеческих ценностей, культуры, исторической преемственности поколений, а также — это один из факторов стабильности и развития государства. Именно благодаря семье государство крепнет и развивается и тем самым растёт благосостояние народа.

          Отец и мать — это первые учителя ребёнка. Первые свои представления о нормах нравственности, о правилах общения и общежития он получает от них. Также в семье ребёнок получает первые трудовые навыки. Безусловно, что активное участие в формировании личности ребёнка принимают дошкольные учреждения, школа, лагеря, книги, телевидение, кино, театр, но влияние семьи особенное. Поэтому родители не должны забывать, воспитывая ребёнка, что вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании. И уровень культуры отца и матери, других родственников, окружающих ребёнка, влияет на формирование его личности. Немаловажную роль играют и убеждения родителей, их жизненные планы и цели, способы их осуществления, опыт социального общения, поведенческие нормы и семейные традиции.

          Любое цивилизованное общество строится на семье, которая является источником любви, уважения и привязанности. Жизнь человека начинается в семье, с неё же начинается его формирование как гражданина.

          Семейное воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но стоит отметить, что в ней нет четких организационных форм, как, например, занятие или уроки. Воспитание родителями осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

          Изо дня в день на ребёнка оказывают влияние стихийные воздействия со стороны взрослых. Это неосознанные, неконтролируемые воздействия. К ним относятся укоренившиеся привычки, манера поведения взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Эти воздействия являются регулярно повторяемыми.

          Через семью ребёнок социализируется, а это по своей воспитательной значимости ни с чем несравнимый процесс, который предполагает разностороннее познание ребёнком окружающей социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и коллективной работы, а также приобщение к человеческой культуре.

          Нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль жизни являются ведущими в формировании личности ребёнка. Это и установки, и система ценностей семьи, и взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи. Для ребёнка первый специфический образец общественных отношений – это внутрисемейные отношения. И в условиях семьи ребёнок рано включается в систему этих отношений. В тех семьях, где создаются прочные контакты между ребёнком и взрослыми, отношения между членами семьи уважительные, у детей активнее формируются такие качества, как самостоятельность, доброжелательность и коллективизм.

          В семье ребёнок получает первое представление о семейных ролях, родительских и супружеских функциях подражая поведению родителей он усваивает навыки социального поведения. Благоприятная обстановка в семье положительно сказывается на психическом развитии ребёнка, его культуре чувств, поведении, межличностных отношениях и, в будущем, благоприятных супружеских отношениях. И наоборот, при неблагоприятной обстановке будет развиваться психическая депривация – различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы.

          В семье происходит формирование представлений о «мужественности» и «женственности», воспитание семейно- бытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства и многое другое.

          Когда ребёнок поступает впервые в коллектив, то в общении с детьми как в зеркале, отразятся все особенности воспитания в семье. Специфика общения, взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью их дальнейшего контакта с окружающими. И от семейного воспитания будет зависеть та позиция, которую он займёт в коллективе.

          По мнению психологов, ребёнок постоянно стремится иметь перед собой авторитет, к которому он бы мог обратиться за поддержкой, советом и помощью. Он лишь тогда обретает большую уравновешенность, уверенность и психологическую стабильность, когда может делиться с родителями и своими радостями, и своими огорчениями.

          А.С. Макаренко говорил в своих трудах о роли родительского авторитета. Он считал, что без авторитета невозможен воспитатель. И смысл родительского авторитета, по его мнению, заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая детским глазом. А.С. Макаренко говорит о разных видах ложного авторитета, к которым относятся подкуп, чванство, резонёрство и т.п. А вот главным основанием родительского авторитета он считает работу родителей, их гражданское лицо, поведение, знание поведения и склонностей своего ребёнка, также его отношения к людям.

          Родительский авторитет является специфической формой передачи социального и нравственного опыта от старшего поколения к младшему. Это важнейший механизм социального наследования.

          Но положительное воздействие семья оказывает не всегда. Постоянные ссоры, скандальная атмосфера в семье отрицательно сказываются на ребёнке. Зачастую в жизни складывается так, что в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования воспитываются хорошие дети, и, наоборот, «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей. Из этого следует сделать вывод, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

          Таким образом, можно сделать вывод, что конфликтная атмосфера семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Статистически доказано, что лишь 12% аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта, 88% отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания. Ребенок чувствует себя несчастным, если в семье постоянно царит напряжение, повторяются ссоры.

          Так в чём же выражается основа семейного воспитания? Это эмоциональность и интимность характера отношений, что, в свою очередь, выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям, а также детей к родителям. Кровное родство обусловлено биологически. Например, привязанность матери к своему младенцу. Но в дальнейшем оно всё более и более окрашивается социально значимыми чувствами. От рождения малышу не даётся любовь к матери. Она появляется в результате постоянного близкого общения, и это общение вызывает привязанность ребёнка к ней, которая сохраняется на всю жизнь. Ребёнок хорошо ощущает как заботу, ласку, семейное тепло, радость и удовольствие, исходящее от родных людей, так и безразличие родителей по отношению к нему. Безразличие родителей, которое не удовлетворяет стремление ребёнка к общению, замедляет усвоение норм, правил, привычек социального поведения, а это приводит к задержке социализации личности, что может привести и к развитию асоциального поведения ребёнка в обществе.

          У семейного воспитания есть своя особенность, которая заключается в постоянном и длительном воздействии на ребёнка со стороны взрослых членов семьи. Поэтому воспитательный процесс в семье можно считать явлением своеобразным. Оно не имеет ни начала, ни конца. Семейное воспитание осуществляется постоянно: посредством слов, дел, поступков, интонации. Установлено, что чем выше образовательный и культурный уровень родителей, тем совершеннее методы, которые они используют в воспитании своих детей. Такие родители могут использовать личный пример, более гибкую систему поощрений и наказаний, а также организовывать совместную деятельность. Конечно, образованная мать проводит меньше времени с ребёнком, но зато может организовать содержательный досуг в семье, что, безусловно, устанавливает дружеские отношения с детьми. Если же взрослые духовно не подготовлены и у них нет устоявшихся привычек и стереотипов отношений между родителями и детьми, то даже увеличение количества времени пребывания с детьми не даст положительных результатов в воспитании.

          Семья представляет собой малую социальную группу структуры общества. Это не однородная, дифференцированная социальная группа, в которой представлены разные группы: возрастные, половые, профессиональные. В семье могут проживать от двух до четырёх поколений. Всё это позволяет ребёнку более широко проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные возможности. Безусловно, что семейное воспитание необходимо всем членам семьи, потому что при этом идёт обогащение внутрисемейных связей, круг интересов семьи расширяется, взрослые члены семьи получают возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни, воспитывая детей.

          Семью можно назвать государством в миниатюре. Её воспитательная функция зависит от её структуры. По структуре выделяют разные семьи: полная семья, состоящая из ребёнка и одного взрослого, чаще всего матери, двух- и трёхпоколенные семьи. Молодые семьи более стабильны, если супруги проживают совместно с родителями, поскольку на процесс стабилизации семьи влияет ряд дополнительных факторов. Это показал ряд научных исследований, которые подчёркивают важную роль старшего поколения в воспитании детей. Например, бабушки могут лучше организовать труд детей, а также их игру.

          Чаще всего в семьях наблюдаются два характера воспитания. Это авторитарное и свободное.

          Под последним понимается то, что ребёнок должен развиваться без ограничений и обязанностей. Но в условиях вседозволенности может сформироваться личность, которая не умеет сдерживать свои желания и не принимает во внимание права и интересы других людей. В этом случае родители думают, что неприятности с их детьми случаются «вдруг», но на самом деле это «вдруг» обусловлено и подготовлено различными обстоятельствами, на которые они в процессе воспитания не обращали внимание.

          Авторитарное воспитание – это тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов. Такое воспитание не признаёт права ребенка на самостоятельность. В данном случае родители злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения. В качестве примера можно привести типичную реакцию родителей на справедливые настояния ребенка: «Замолчи! Делай, как тебе говорят! Отстань!» и т.п. В результате такого воспитания дети, особенно мальчики, растут либо агрессивными, либо безвольными. Частые запреты отрицательно влияют на психику детей.

          В семейном воспитании всё же наилучшим вариантом будет относится с уважением к личности ребёнка, считаться с его мнением, потребностями, интересами. Необходимо стремиться понять смысл тех или иных поступков и посмотреть на ситуацию его глазами.

          В.А. Сухомлинский писал, что без умения проникать в духовный мир ребенка невозможно стать настоящим воспитателем. Эти мысли известного педагога относятся и к родителям. Нужно всегда помнить, что ребёнок – это, прежде всего, живой человек, вступивший в мир человеческих взаимоотношений.

          Существует целый ряд причин, которые влияют не результативность семейного воспитания. Это и отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребёнка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребёнка, представление о ребёнке как об уменьшенной копии взрослых, непонимание роли оценки в воспитании и обучении, стремление оценивать не поведение и деятельность ребёнка, а его личность.

          Ещё одной причиной можно назвать однообразие и малосодержательность деятельности ребёнка в семье, недостаток общения взрослых в семье. Также неумение дать ребёнку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

          Часто у родителей бывает неправильное представление о воспитании детей, поэтому они допускают ряд ошибок. Были выявлены наиболее типичные ошибки родителей в воспитании: не соблюдается последовательность в предъявляемых требованиях; ребёнка обманывают, чтобы добиться от него послушания; к нему применяют физическое наказание и жестокость, сочетая это с попустительством.

          В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

          Задача формирования личностных качеств ребенка и, в особенности, развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит, занимает особое место в семейном воспитании.

          Но в этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Недопустимо «ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно «гнуть». Последнее почти неизбежно приведёт к лишению инициативности со стороны ребёнка, а значит, и внутренней силы.

          Так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребёнка, то при воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно в семье ребёнок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.

          К основным принципам семейного воспитания относятся сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, акцент на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы.

          Хочется отметить, что нельзя воспитать ребёнка, не погружая его в реальные проблемы жизни. Ещё в первых веках христианства люди своим жизненным примером вызывали в детях такое настроение, что воспитание являлось естественным развитием самой жизни.

          Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения является одной из причин появления в практике воспитания «трудных детей».

          Если между родителями появляются разногласия в предъявляемых требований, то дети учатся лавировать, начинают приспосабливаться к обстановке. У детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой.

          Очень важно, чтобы семья поддерживала требования детского дошкольного учреждения, а затем и школы. Если такая поддержка и взаимопонимание отсутствуют, то будет нанесён равный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов. А дети будут идти на обман, выбирая для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса. Единство требований предполагает, прежде всего, знание и учет каждым воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приучение его к соблюдению норм и правил поведения.

          Идеями гуманизма: любви к ребенку, пробуждения светлых сторон его природы, развития в нем социальных сил, стремления к свободе пронизаны все педагогические теории настоящего и прошлого. А реализация всех этих важнейших гуманистических принципов зависит от семейного микроклимата. При этом надо учитывать не только отношение к ребёнку, но и отношение друг к другу взрослых членов семьи.

          Ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт, когда наблюдает за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями. Он ощущает на себе всё многообразие проявлений чувств близких ему людей. Ребёнок спокоен, когда обстановка вокруг него доброжелательна, неблагоприятная семейная атмосфера предопределяет плохое психическое самочувствие ребёнка в семье. Чувство непрочности семейного дома растёт. Ребёнок начинает с тревогой относится ко всяким новым обстоятельствам, которые, по его мнению, могут оказаться не под силу его родителям, и семья распадётся, а он останется один в непонятном и враждебном мире.

          Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливость или же ворчливость, мелочность, видит хмурые лица.

          Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок – равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

          Традиции семейного общения, зависимость жизнедеятельности семьи от общества, формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве, тип семьи, её структура, психические и личные свойства родственников, степень их совместимости и контактности из всех этих факторов складывается характер взаимоотношений в семье

          Ведущим принципом воспитания в семье должно стать уважение. Оно должно проявляться к ребёнку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками и юношеством. Это нужно для того, чтобы ребёнок не оказался в оппозиции, отстаивая своё мнение. Это нужно для того, чтобы не утратился эмоциональный контакт родителей с детьми. Поэтому очень важно для родителей знать присущие каждому возрасту достоинства и недостатки. Незнание возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребенком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой.

          Основой педагогической деятельности родителей является педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой прежде всего ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей и что для них значит быть родителями.

          Источники:

1.      Фридман Л.М. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. М., 1999.

2.      Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. М., 1995.

3.      Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. М., 1988.

4.      Дробышева Н.А. Детская правда. Минск, 2002.

5.      Колпакова М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству //Воспитание школьников. – № 5, 2001.

6.      Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – 2-е изд., переработ. и доп. М., 1985.

7.       Байков Ф.Я.  Ответственность родителей. Л., 1983.


Автор(ы): Преженникова Елена Маратовна
Приложения: