Путешествие в волшебный осенний лес

Казаченко Юлия Петровна

Цель: Закрепить знания детей по теме «Осень. Осенние признаки. Дары осени»

Интеграция с образовательными областями:познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Программные задачи:

Образовательные:

1.      Систематизация представлений детей об осенних признаках и явлениях.

2.      Активизация и расширение словарного запаса антонимами.

3.      Закрепление навыка образования в речи относительных прилагательных.

4.      Совершенствование навыка оппозиционного звукового анализа слов.

5.      Продолжать учить навыку деления слов  на слоги, определения их количества.

6.      Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела

7.      Совершествовать использование в речи предложно-падежных конструкций со сложным  предлогом ИЗ-ПОД

8.      Закрепление навыка описательного рассказа.

Коррекционно-развивающие:

1.      Развитие слухового внимания

2.      Развитие слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия ритмической музыки с проговариванием слов.

3.      Развитие кинетических и кинестетических движений основы движений в процессе развития ручной, артикуляционной и общей моторики.

4.      Развитие мыслительных операций  анализа и синтеза.

5.      Развитие общей моторики.

Воспитательные:

1.      Воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональной отзывчивости.

2.      Воспитывать умение работать в коллективе, слушать взрослого, не перебивать других.

3.      Воспитывать чуство любви к природе, к осени.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.

Оборудование: муляжи кустарников, осенние листья, муляжи грибов, картинки – обманки, видеозапись с героем Машей.

I.     Вводная часть.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? Какие признаки осени Вы знаете? Какие осенние месяцы?

Как поэты описывают нам осень?

(дети рассказывают четверостишия про осень)

Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в осенний волшебный лес. Закрыли все глаза.

(дети откывают глаза, на экране интерактивной доски видео.  Маша из мультфильма «Маша и медведь» Маша бежит по осеннему лесу, вокруг летят осенние листья, Маша все путает и просит помощи у ребят)

Маша: Ребята, я рада Вас видеть. Вы знаете, Мишка дал мне много осенних заданий. Но я все перепутала. Помогите мне с ними справиться пожалуйста!»

Логопед: Ребята, ох уж эта Маша! Перепутала все! Поможем ей справиться с осенними заданиями?

II.   Основная часть.

Логопед: 1-е задание от Медведя для Маши. Маша совсем запуталась в осенних словах.

1.      Игра в слова, скажи наоборот

Логопед: Осенью на улице погода жаркая?

Дети: Нет, холодная, прохладная

Логопед: Солнечно?

Дети: Пасмурно

Логопед: Деревья высокие? А грибы…

Дети: Низкие

Логопед: Тропинки в лесу бывают широкие. А бывают наоборот…

Дети: Узкие

Логопед: Птицы осенью улетают на Север?

Дети: Нет, птицы улетают на юг.

2.      Логопед: А теперь мы покажем Маше, как мы умеем делать гимнастику для язычка, и лица, чтобы она тоже умела красиво говорить.

Массаж биологически активных точек лица

Логопед:

Закрыли небо тучи (ребром ладони растирают лоб)

Начал капать дождь колючий (кончиками пальцев массаж щек)

Долго дождик будет плакать (массаж ушей)

Разведет повсюду слякоть (кулачками растирать крылья носа)

Наступила осень. Наступила пора сбора грибов. Язычок , взяв большую корзину (упражнение «Чашечка»), отправился в лес верхом на лошадке (упражнение «Лошадка»).

По дороге, подул сильный ветер (подставляем ладошку и дуем: вдох носом, выдох через рот).

Язычок долго ходил по лесу, и наконец, он увидел широкую поляну, на которой растет много – много грибов: (упражнение «Грибок», логопед считает сколько грибов, увеличивая время удержания артикуляционной позы)

3.   Ориентировка в пространстве в схеме собственного тела. Совершенствование использования в речи предложно-падежных конструкций со сложным предлогов ИЗ-ПОД

Логопед:

Следующее задание медведя для Маши, найти и собрать грибы в корзинку.

Мы с Вами знаем, что чтобы собирать грибы в лесу,нужно уметь ориентироваться в лесу.

Сейчас мы это и проверим.

Игра: «Кручу, верчу, запутать хочу»

Логопед:

Что ты видишь справа от тебя?

Ребенок:

Справа от меня растет белый гриб.

Логопед:

Достань его. Откуда ты достал гриб?

Ребенок:

Я достал белый гриб из- под елки.

4.      Составление описательного рассказа о грибах.

Логопед:

Отдай свой  гриб своему другу и пусть он нам расскажет, что он знает про него.

Ребенок:

Это белый гриб. У него толстая белая ножка и темно-коричневая толстая ножка. Из грибов можно сварить грибной суп, или замариновать, законсервировать., пожарить.

(Игра повторяется с 3 детьми)

5.      Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Логопед:

Ребята, посмотрите, листья падают, падают, падают, а когда листья падают, как это называется?

Дети:

Листопад

6. Игра: Листопад (образование в речи относительных прилагательных)

Логопед:

Сейчас каждый возьмет по одному листочку и расскажет нам, с какого дерева он упал

Ребенок: Лист упал с дуба. Этот лист дубовый.

(все дети называют свои листья)

Положили на ладошку и сдули листик с ладони. Получился у нас «листопад»

7. Загадки про осень

Логопед:

Медведь загадал Маше загадки про осень, а она никак не может их отгадать. Поможем Маше ребята?

 Защитить всегда он рад

И в ливень, и в грозу, и в град (зонт)

 Летает, кружится

Наземлю ложится

С земли не встает

И тут пропадет (осенний лист)

 Что весною мы сажали?

Потом летом поливали?

Все, что осенью на грядках

Поспевает вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний (урожай)

 8.      Подвижная минутка. Речь с движением.

9.      Ритмическая игра (дети слушают музыкальное сопровождение и ритм слов, хлопают в ладоши в ритм слов)

10.   Деление слов на слоги.

Логопед:

А теперь мы расскажем Маше  сколько слогов в этих словах.

Сколько слогов в слове ЗОНТ? Сколько слогов в слове листик? Сколько слогов в слове УРОЖАЙ?

11.  Звуковой анализ

 III.   Заключительная часть

12.  Определение места звука в слове

13.  Логопед:

      Медведь он любит звук Р , и он подготовил для Маши слово с таким звуком.

Маша не смогла услышать, где находится звук Р в словах, в начале слова, середине или конце слова.

(картинки: робот, картофель, помидор, морковь)

Дети определяют место звука в словах.

Логопед:

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. А вот и Маша.

Видеозапсь на интерактивной доске (Маша благодарит всех детей за помощь в выполнении всех осенних заданий и прощается)

Логопед:

Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад. Закрыли глаза (играет музыка).

Логопед:

Где мы были? Что мы делали?

(дети рассказывают)

Логопед:

Посмотрите, волшебство и сюда заглянуло, Маша и медведь передали нам в детский сад корзину с фруктами.


Автор(ы): Казаченко Юлия Петровна
Приложения: