Использование колористики
в художественно-эстетическом развитии детей среднего возраста

Ковшова Наталия Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19,
Санкт-Петерубрг 

Аннотация. В статье рассказывается о детско-родительском проекте «Воспитание искусством. Международный день художника», раскрывается методика использования следующих приемов: цветосложение (получение вторичных цветов из основных), рисование с ограниченным количеством цветов (двухцветное, трехцветное рисование)

Ключевые слова. Проектная деятельность, цветосложение, искусство, колористика.

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья уделяет внимание сотрудничеству дошкольных учреждений с семьями воспитанников. В целях повышения компетентности родителей, оказания помощи в создании возможностей для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с искусством, колористикой и обеспечения художественно — эстетического развития, социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Данный проект способствовал расширению как явных, так и потенциальных возможностей ребенка и является педагогическим просвещением.

Колористика (от итал. colorito, от лат. color — «краска, цвет, окраска, вид, внешность») — раздел искусствознания, наука о цвете. С древних времен ученые пытались объяснить природу цвета. Изучая природу цвета, нельзя не обратить внимание на воздействие на него света. Освещенность влияет на восприятие не только светлоты, но и самого цвета: при более яркой выигрывают красный и его оттенки, а при слабой – синий. Таким образом, восприятие цвета – это физический процесс, но он является и психофизиологическим процессом, поскольку каждый человек уникален и имеет собственное, субъективное видение цвета. С точки зрения психологии, восприятие цвета одежды или волос является одним из основных способов невербального человеческого общения, поскольку предпочтения в цвете – субъективный и эмоциональный процесс, направленный на самовыражение и самоутверждение личности. Цвет в искусстве – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок. Будучи осознанным зрительным ощущением, цвет воспринимается как одно из свойств объектов материального мира.

Понятие цвета достаточно сложно и содержит в себе четыре конкретные характеристики. 

1. Цветовой тон (цветность) – обозначение, название цвета.

2. Светлота – различие внутри одного и того же монохромного цвета. Этот термин характеризует меру добавления к данному монохромному цвету белой или светло-серой краски.

3. Насыщенность – интенсивность, степень отличия хроматического цвета от ахроматического. Ахроматические цвета не имеют насыщенности.

4. Температура – уровень содержания в цвете теплых или холодных тонов.

Цветовое конструирование основано на законах проявления цвета в том виде, в котором они наблюдаются в эмпирических опытах. Методика цветового анализа и конструирования цвета, разработанная Иоханнесом Иттеном в виде цветового шара, открыла возможность создания мириад гармоничных цветовых сочетаний и контроля за правильностью того или иного цветового выбора.

Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, желтый и синий. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный — справа внизу и синий — внизу слева. Затем данный треугольник вписываем в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка: 

желтый + красный = оранжевый

желтый+ синий+ зеленый

красный + синий + фиолетовый.

Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов.

Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ним кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой спектр.

В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка и получаем:

желтый+оранжевый= желто-оранжевый;

красный+оранжевый= красно-оранжевый;

синий+фиолетовый= красно-фиолетовый;

синий+зеленый= сине-зеленый;

желтый+зеленый= желто-зеленый.

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцать цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что и в радуге или в естественном спектре.

Освоив такую систему получения цветов, ребенок получает возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации, Таким образом, знание основ цветосложения помогает дошкольникам создавать свои оригинальные работы, развивая творческое воображение, а также мелкую моторику.

Проект «Воспитание искусством. Международный день художника» в ГБДОУ детский сад 
№ 19 комбинированного вида Василеостровского района города Санкт-Петербурга был проведен в декабре месяце 2023 года. Проект относился к краткосрочным (1 неделя) детско-родительским проектам, исследовательски - творческой направленности. В нем приняли участие 9 детей и 9 родителей.

Целью проекта было: ознакомление и развитию интереса детей к возможностям колористики в жизни людей.

Проект «Занимательная колористика» обусловлен тем, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) затрудняется формирование навыков изобразительной деятельности, что нарушает познание ребенком окружающего мира. Дети с НОДА имеют нарушения во всех видах восприятия, но особую трудность представляет цветовосприятие.

Были поставлены следующие задачи:

Общеобразовательные:

1.развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;

2.расширять запас знаний и представлений о цветовосприятии и возможностях колористики в практической деятельности людей;

3.осваивать разнообразные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве, используя возможности цвета.

Коррекционные 

1. развивать функциональные возможности движения руки и зрительно-двигательную координацию как важнейшие навыки жизненных компетенций средствами разнообразных техник изобразительной деятельности;

2. формировать правильное восприятие цвета и умение передать их в изображении;

3. формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности.

Воспитательные 

1.формировать эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;

2. воспитывать эстетический вкус через ознакомление детей с шедеврами мирового искусства;

3.развивать и поддерживать самостоятельную творческую деятельность детей в изобразительной деятельности.

В работе с родителями была реализована дополнительная задача: повысить компетентность в области цветосложения.

Проект проводился в три этапа:

1. Подготовительный : подбор литературы, дидактической игры и создание демонстрационного материала, составление маршрута выходного дня родителей и детей, была проведена диагностика оценки восприятия цвета.

2. Основной этап : Краткий экскурс в историю цвета. Что такое основные цвета. Знакомство с основными цветами и эмоциональным настроением этих цветов (желтым, красным, синим). Прослушивание музыкальных произведений и определение ее характера и цвета. Рассматривание шедевров мировой классики и анализ цветовой палитры. Знакомство с цветом второго ряда и способом его получения (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Выполнение творческих заданий. 

3. Заключительный этап: контрольная диагностика, анализ результата, оформление проекта, презентация выставки для родителей группы средняя с НОДА.

Продуктом для детей стал цветовой круг Иттена для самостоятельного художественного труда. Итоговый продукт для родителей: методические рекомендации по работе цветовым кругом Иттена, а также маршрут выходного дня.

Для анализа интереса детей были определены следующие показатели и критерии:

Критерий 1. Анализа продуктивной деятельности детей

Дети проявляли интерес на занятиях, ждали следующего, спрашивали. 

100% были заинтересованы и вовлечены в процесс

80% проявляли желание продолжить деятельность после занятия, искали цвета в картинах.

20% пробовали смешения других цветов.

Критерий 2. Оценки уровня сформированности представлений о: цвете, оттенках, эмоциях, настроениях и пр.

90% запомнили смешения цветов детей.

60% родителей повторяли с детьми смешивание цветов 

60% получили опыт и позитивные эмоции , что способствовало укреплению взаимопониманию родителей и детей.

По результатам проекта можно сделать вывод о высокой результативности проекта, заинтересованности дошкольников и родителей в использовании приемов колористики для развития детей, привлечении к искусству. Родители получили консультацию о приобщении дошкольников к посещению музеев.

В завершение можно сделать вывод, что законы цветосложения были подчинены дошкольникам и способствовали развитию чувствительности к цвету через музыку. В качестве развития проекта планируется расширить цветосложение до оттенков, перейти к работе с композицией, формами. 


 


 

Список литературы:

1. Ансимова Е.В., Фирсанова О.В. Колористика: учебное пособие. 2-изд., перераб. И доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2020. 61 с .

2. Волошина Л.А. «Синестезия и мир детсва», статья, URL: Синестезия и мир детства (cyberleninka.ru) ( 08.04.2024 допуск)

3. Лев Выготский: Воображение и творчество в детском возрасте. Издательство: Перспектива, 2020 г., 125 с.

4. Лев Выготский: Психология искусства.

5. Данилов Д.В. «СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО», статья, Известия РГПУ им. А.И. Герцена. URL: danilova_205_94_101.pdf (herzen.spb.ru) ( 08.04.2024 допуск)

6. Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика: учебное пособие/ ГОУ ВПО СПБГТУРП. Спб., 2008. - 120 с.

7. Иоханнес Иттен «Искуство цвета». / Л. Монахова. 2014 г. 178 с. URL: Itten_Iskusstvo_cveta.pdf (hudogniki.ru) Текст: электронный. Изд-во.: Эксмо, 416 с.


Автор(ы): Ковшова Наталия Владимировна
Приложения:
661599d97b2ff_Статья_по_проекту_колористика.dotx