Воспитание - педагогическая деятельность учителя

Карповская Лариса Викторовна

Сегодня в трактовке воспитательной деятельности приоритет отдается постулату, согласно которому воспитание есть помощь ребенку, сотрудничество с ним в преобразовании его жизни, в развитии смыслопоисковой деятельности личности. В обществе существует масса разнообразных представлений о том, что значит воспитывать ребенка в образовательном учреждении. Они значительно отличаются не только в различных педагогических коллективах, но и среди учителей одной школы. Однако нужно понимать, что взаимоотношения учителя с учениками строятся на доверии и уважении друг к другу. У детей любого возраста есть потребность общения между собой и старшими. Разговаривая с ребятами, учитель может обсудить разные ситуации, узнать их отношение к происходящим событиям.

Благодаря доверительным отношениям с ребенком педагог может раскрыть его внутренний мир, выяснить, как он себя ведет в той или иной ситуации. Таким образом, через общение учитель изучает внешние и внутренние процессы внутри детского коллектива.

Педагог должен на протяжении долгого периода наблюдать за учеником прежде, чем изучит его личные характеристики. В этих целях преподавателю следует записывать свои наблюдения о каждом воспитаннике в специальный дневник, фиксировать отклонения в поведении ребенка и своевременно делать выводы о собственных наблюдениях. Затем, пользуясь материалами, учитель корректирует собственную деятельность в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Необходимо также учитывать, что процесс воспитания детей должен отличаться в зависимости от возраста.

В младшем школьном возрасте ребенок проходит особенный период формирования личности. За игровым процессом приходит учебная деятельность. Во время нахождения детей в школе основная роль в их воспитании отводится учителю. В случае, если преподаватель правильно оценивает действие ребенка, то у него развивается заинтересованность в учебном процессе и стремление к успеху. От оценки педагога зависит, каким образом действия ученика будут оценивать одноклассники.

С 9 до 13 лет подростки переживают пубертатный период. В это время происходят физиологические, психические и гормональные изменения, которые ведут к наступлению физического и полового созревания. Ребенок хочет скорее повзрослеть, у него появляются комплексы и меняется поведение. Подросток становится более ранимым и требовательным к себе. Появляется опасность попасть под чье-либо негативное влияние.

Главная особенность в воспитании и образовании ребенка в этом периоде состоит в оказании помощи родителей и учителей, контроле поведения при общении со сверстниками. Задачей взрослых является предложить ребенку свою дружбу, заложить понимание того. что ребенок не находится в одиночестве. Более поздний период у подростков насыщен сексуальными переживаниями.

 Таким образом можно сделать вывод, что воспитание — это целенаправленная педагогическая деятельность учителя, направленная на развитие личностных качеств, это приобщение к духовно -нравственным ценностям, необходимым для преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, способности выбора решения в сложных жизненных обстоятельствах. Данное понимание воспитательной деятельности сложилось на основе анализа концепции личностно ориентированного образования в рамках построения современной модели педагогической деятельности.

  Имеются, таким образом, основания полагать, что педагогическое взаимодействие становится воспитательным фактором при соблюдении следующих условий:

- если процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации-события, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними; если этот опыт присваивается в ситуации-событии не всеми воспитанниками одновременно, а в зависимости от индивидуальной траектории развития каждого;

- участники воспитательного взаимодействия находятся в субъект-субъектной позиции по отношению друг к другу;

- воспитатель осуществляет не только коррекцию поведения в соответствии с общепринятыми культурными нормами, но всячески поддерживает нравственное становление школьника, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни, другому человеку и собственному образу и жизни;

- воспитатель обращает внимание не только на внешние проявления воспитанности, но и на внутренний (духовный) мир, культурный уровень ребенка;

- воспитатель стремится, чтобы воспитанник в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был способен совершать усилие, способствующее его самоопределению, самосовершенствованию;

- в проектировании ситуации развития школьнику отведена роль активного субъекта, ответственного за собственный личностный рост, когда он сознательно, в сотрудничестве с педагогом определяет цели саморазвития, самовоспитания.

Сотрудничество учителя со школьником в процессе воспитания, понимаемого как диалогическое взаимодействие, положительно сказывается на духовно -нравственном облике самого воспитателя, способствует становлению педагогического мастерства.

 Таким образом, моделирование воспитательной деятельности педагога, уточнение ее целей, содержания, методов и апробация их в педагогической практике являются «полем» научного поиска, благодаря которому личностно ориентированное воспитание станет эффективным средством духовно -нравственного становления личности.


Автор(ы): Карповская Лариса Викторовна
Приложения: