О поведении и поступках

Гринина Татьяна Григорьевна

Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о плохих и хороших поступках

Задачи:

1.      Научить детей отличать хорошие поступки от плохих;

2.      Воспитывать положительные черты характера: доброжелательность, уважение к людям, усидчивость, умение слышать и слушать,

3.      Учить анализировать поступки, давать им оценку.

4.      Развивать речь, словарный запас.

Ход занятия:

I.Организационный момент (эмоциональный настрой)

1) -Поприветствуем, улыбнемся друг другу. Пусть с этой доброй улыбки начинается наше занятие. А кто из вас помнит слова песни, где говорится об улыбки. Давайте исполним все вместе и создадим себе хорошее настроение.

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.

2. Определение темы занятия.

-А сейчас послушаем отрывок  рассказа Марины Скурихиной.  Прослушав его, вы мне попробуете назвать тему нашего сегодняшнего  занятия.

…«Поведение в школе у меня примерное. За это даже грамотой наградили! Людмила Эдуардовна, наша учительница, любит ставить меня в пример. Это хорошо. А вот отдельные ребята надо мной посмеиваются и говорят, что веду я себя, как девчонка. Это плохо.
И вот решил я поменять мнение своих товарищей. На перемене развязал Ленке бантики и раскидал ее тетрадки! Ура! В дневнике первое замечание! На следующий день я плохо вел себя на уроке и получил второе письменное предупреждение. На третий день со скоростью ветра бежал в столовую и столкнулся с мальчиком, у которого на лбу от удара выросла шишка. На этот раз Людмила Эдуардовна сказала, что вызовет в школу маму.
Первый раз, увидев замечание в дневнике, мама прореагировала спокойно. Она сказала, что девочкам нужно помогать, а не обижать их. Во второй день мое очередное замечание ее неприятно удивило. На третий день, строго посмотрев на меня, она спросила:
— Алеша, что происходит?
Пришлось рассказать ей, почему я так делаю и чего добиваюсь.
— Уважение товарищей приходит с хорошими делами….»

- Кто догадался, какова будет тема нашего занятия? (высказывание детей)Этот рассказ называется: «Плохой поступок». И в нем говорится о том, что каждый человек  должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.

II. Основная  часть.

1) Вступление

-Сегодня мы поговорим с вами о хороших и плохих поступках. Все люди живут рядом друг с другом, общаются, совершают хорошие и плохие поступки. Как вы понимаете слово-поступок? Что это такое? (Высказывание детей). Обратимся к словарю С. И. Ожегова. Какое определение слову поступок дается в нем?

В словаре ОжеговаПоступок, -пка, м.  1. Совершенное кем-нибудь действие. Хороший, плохой поступок. Совершить необдуманный поступок. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был поступок.

2) Вопросы для обсуждения

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или учителя? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие? Важно ли думать о своем поведении? А какие хорошие поступки вы совершали? Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок? А с кем из вас случалось, что вы вынуждены были совершить плохой поступок? Какие же поступки мы должны больше стараться совершать? (Обсуждение вопросов, ответы детей)

3)Минутка отдыха.(Смотрим картинки, называем:  Что плохо?, Что хорошо?)

https://cdn.culture.ru/images/47abb720-82d3-5622-aea1-eb73ed17e3a0

https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/06/hello_html_4c1bdf50.jpg

https://vospitatel.online/storage/app/docs/126/204/000/126204/621db92fba1e0240683579.jpg

4) Выводы:

Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Быть хорошим человеком – это  не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. Мы должны стараться и совершать хорошие поступки, ведь они облагораживают людей.  Хороший поступок приносит пользу, радость людям. Мир становиться богаче, добрее! За плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность! Мы с вами должны отличать хорошее от плохого. Сейчас мы поиграем.

5) Игра.

-Сейчас вы услышите несколько отрывков. Определите о каких поступках здесь идет речь? Как вы догадались?

В Осеева.                                                                      1)  Плохо.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила  женщина.

                                                                                    2)  Хорошее.

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

- Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

                                                                                     3) Три товарища.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

                                                                                             4) Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

- Нет, моя! - сердился Ваня. - Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

- Моя! Моя! - кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

- Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

- Чья собака? - сердито закричал он.

- Моя, - сказал Коля. Ваня молчал.

(Обсуждение текстов, поступков. Чему же учат данные рассказы.)

 III  Заключительная часть.

Наше занятие я бы хотела закончить словами В.А.Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».

-О чем мы с вами вели беседу? Какие поступки совершают воспитанные люди?

-А теперь встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу и каждый из вас пусть произнесет товарищу какое-либо доброе слово.


Автор(ы): Гринина Татьяна Григорьевна
Приложения: