Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Соколова Анна Викторовна

Сенсорное воспитание детей раннего возраста.  Успешность умственного, физического эстетического восприятия в  значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает  окружающее.На формирование  полноценного восприятия окружающего действительности направлено  сенсорное восприятие, воспитание, которое служит основной основ познания мира. Сенсорное развитие с 1 стороны, оставляет фундамент общего умственного развития ребёнка с другой стороны, имеет самостоятельное значение так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка.

Значение сенсорного восприятия состоит в том, что оно.

Является основой для интеллектуального развития, 

развивает  наблюдательность позитивно, 

влияет на эстетическое чувство, 

является основой для развития воображения, развивает внимание даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предмета познавательной деятельности. Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности,

Влияет на расширение словарного запаса ребёнка, влияет на развитие зрительной слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Понятие сенсорного воспитания и характеристика сенсорных процессов, познание окружающего мира происходит с помощью таких процессов, как ощущения и восприятий при помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, запах, вкус улавливаем различные звуки, постигаем движения и пространства, обязательным условием возникновения осуществления являются непосредствен воздействия предмета или явления на наши органы чувств. Существует следующие виды собственных ощущений зрительное слуховое ,осязательные, обонятельные ,вкусовое.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям зависит от следующих факторов наследственности, состояние органов чувств.

Сенсорное развитие определяется тремя параметрами перцептивными действиями, сенсорными эталонами, действиями соотнесения. 

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие на 1 году жизни, сенсорное восприятие является основным видом воспитания вообще. Именно в раннем возрасте формируется 3 эталона форма, цвет, размер.

Характерными особенности детей раннего возраста являются ранее с 1 месяцев формирования потребностей:  в общении со взрослыми, которые быстро становится такой же сильной, как и органические потребности, неустойчивость и незавернность сформируется. Умение навыков легко нарушается состояния возбудимости их нервной системы, более длитель латентный период реакции, то есть время от начала действия раздражителя до ответной реакции ребёнка.итак, развитие ребёнка в раннем детстве зависит от того, насколько ребёнок включён в общении со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

На 1 году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразие внешних впечатлений, развитие внимания к свойствам предметов, когда у малыша начинают формироваться хватательные движения к этой задаче присоединяется. Ещё 1 необходимо помочь ребёнку. Приспособится хватательное движение к форме предмета, его величине и положению в пространстве постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша, определённое значение маленькое-это то, что можно схватить. 1 рукой1 рукой большой, 2 руками круглое то, что охватывается всей ладошкой квадратное то, что берётся пальцами обхватывающими предмет с 2 сторон и тому подобное.

На 2-3 году жизни задача сенсорного воспитания существенносущественно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться  представление о цвете форме величине других предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными, а это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными  разновидностями свойствами. С  цветами спектра. Голубой цвет следует исключить так, как дети плохо отличают его от синего, белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг квадрат, овал, прямоугольник, умение рассматривать воспринимать явления и предметы формируются успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки, потому обучая восприятию различных предметах и явлений необходимо чётко объяснять детям смысл их действия, этот смысл особенно становится  понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности, ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В процессеВ процессе воспроизведения предметов той или иной деятельности проверяются, или уточняются уже сформированные представления детей в связи с этим основная задача сенсорного восприятия и.в составлять предметы и явления способствовали бы совершенствованию процессов процессов рисования конструированию звукового  анализа слов.

С 9 до 12 месяцев необходимо формировать более тонкие умения взрослые учат толкать мяч аккуратно поставить кубик на кубик при обучении усложнёнными действия с предметами, необходимо использовать различные приёмы. Показ с кратким и простым объяснением подсказку: действие, совместное действие, постепенно взрослый подводит к выполнению действия по словесному указанию, закрой матрешку, прокати мяч к концу года, следует учить выполнять новые для ребёнка действия сначала по подражанию, а в дальнейшем по словесному указанию, например, построй домик, следует играть вместе с ребёнком, показывая назначения и использование предмета.

Особое место в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста отводится индивидуальной работе.важно помнить, что эта работа не превратилась в дополнительные занятия. ПедагогПедагог. ДолженДолжен заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть в дидактические материалы. Взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой  с которой он увлечённо играл. Показать машинку, а затем погрузить в неё палочки оного цвета ребёнок охотно собирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машинки.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры, которые проводятся в утренние часы и во 2 половину дня.

Сенсорное воспитание планируется и проводится в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так успешная организация занятий по ознакомлению с величиной формы цветом предметов, возможно, при наличии определённого уровня физического развития ребёнка.

Прежде всего это относится к развитию движения рук при осуществлении действий по вкладыванию, вниманию предметов при работе с мозаикой рисованиеми красками.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения в начале осуществляется чувственным путём при помощи зрения, слуха, осязания обоняния.

Так в лесу, в парке малвши учатся различать окраску листвы.картина осеннего леса парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра шорох опадающих листьев. Чем больше органов чувств задействовано в познании тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлений следовательно тем богаче становится его представление.

Таким образом методика работы с детьми раннего возраста-это поэтапный процесс, который включает в себя планирования систематичность и повторяемость пройденного материала основным методом сенсорного воспитания детей являются: обследование. Способы обследования применяемые в сенсорном воспитании разнообразно и зависит во-первых от обследоваемых свойств, а во-вторых от целей обследования.  Прочность и глубину знания и умения детей обеспечивает вариантность выполнения заданий, рекомендуемое вместо механического ситуативного звучания. При планировании и проведении занятий по ознакомлению с величиной формой цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.


Автор(ы): Соколова Анна Викторовна
Приложения: