Музыкальное воспитание в системе дополнительного образования

                                                                             Федорова Татьяна Витальевна,
педагог дополнительного  школа №561,
почетный работник РФ
Калининского района Санкт-Петербурга
E-mail :Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Музыка-это единственный язык, на котором душа говорит с душой!
Л. Выготский
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
В.А. Сухомлинский

Работая педагогом дополнительного образования в ГБОУ школе № 561 (с ОВЗ 7 вида) Калининского района более 25 лет, я  столкнулась с рядом проблем обучения детей, формой и методами музыкального воспитания, которые не только бы развивали, но и корригировали многие эмоционально-поведенческие расстройства, характерные для детей с проблемами в развитии.  Хотелось бы рассмотреть возможности воздействия музыки на внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, на формирование его нравственно-эстетических представлений и становление личности в целом, используя наследии великих композиторов и педагогов в своей деятельности. Ведь музыкальное воспитание не только воспитание музыканта, а воспитание человека.

Музыкальное воспитание в системе дополнительного образования коррекционной школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу во внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер. 

Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее воздействующих видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ, в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности

В нашей школе, ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию – как одному из направлений художественно-эстетического развития учащихся. Начинается эта работа на уроках музыки и продолжается в системе дополнительного образования.

Являясь педагогом дополнительного образования, считаю, что главной задачей в преподавании музыкального искусства детям- это развитие духовного мира, способность воспринимать все возвышенное, благородное.  Чтобы не испортить у ребенка «музыкальный вкус», уберечь от «площадной», заурядной музыки, педагогу при выборе репертуара требуется прислушиваться к мнению музыкальных критиков и педагогов. «Не натягивать струн сверх должного, чтобы они не портились от ненужного натяжения, но также не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях».

С учетом средств массовой информации, интернета, которые популяризируют новые музыкальные направления, не зафиксированные в учебных музыкальных программах, передо мной встал вопрос, как в условиях падения интереса к классическому искусству, в условиях недооценки музыкального образования мотивировать современного ребенка к занятиям музыкой?

 А именно на кружковых занятиях по искусству. Современный ребенок практически не слушает классическую музыку, транслируемую крайне и крайне редко. Он растет в окружении заводных ритмов, «кричащих микрофонов», безвкусных, бесполезных шоу. Если дать ребенку возможность прикоснуться к классическому искусству коллективного пения, слушания музыки, которое имеет многовековую историю, свои традиции, высококультурную значимость, то оно вызовет у учащихся желание познать этот пласт музыкальной культуры. Учащиеся тогда будут ждать занятия с нетерпением. Наши начинающие музыканты, к сожалению, мало знают о классической музыке, оно не входит в круг их современных интересов. Следовательно, необходим поиск новых методов и форм работы, которые смогут зародить и развить интерес. научить слушать, слышать, понимать ценности увлекательного мира великих композиторов. По моему мнению, основным мотивирующим элементом для юных музыкантов является репертуар. С первых же занятий ребят заинтересует не техническая, вокально-хоровая работа, а то, какие песни они будут разучивать. В таком случае с начинающим коллективом можно начать работу с ярких, возможно, популярных песен современных композиторов.

Но важно заметить, что только на современном репертуаре не стоит вести обучающую деятельность. Ведь именно классика воспитывает вкус, дает знания, навыки в вокально-исполнительской культуре учащихся.

Поэтому если озвучить план работы, объяснить, для чего разучиваются те или иные произведения, цель занятий, у юных музыкантов появляется интерес к рабочему процессу, стимул, мотивация.

Прислушиваться к мнению детей – это очень важно, т. к. они себя воспринимают не просто певцами-исполнителями, но и музыкантами-исследователями, знатоками этого искусства, что повышает их самооценку и стимулирует к дальнейшей деятельности.

   Выстраивание пути слушания и исполнения музыки, является одним из главных этапов в работе педагога. В преподавательской практике я использую разнообразные сочинения для восприятия. В детских сердцах находит душевный отклик героика бетховенской «Аппассионаты», высокая поэзия музыки Ф. Шопена, Э Грига, весенний разлив чарующих мелодий С. Рахманинова. Эту музыку дети воспринимают не так, как взрослые слушатели. В чем-то менее глубоко, зато более непосредственно. Все это говорит о том, что вводить детей в сложный мир «взрослого» искусства нужно вдумчиво и умело. «Учитель … должен быть, прежде всего, разъяснителем и толкователем музыки, особенно, если это необходимо на низших ступенях обучения учащихся».

Следует донести до ученика не только содержание произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать подробный анализ…..

Считаем, что детей следует знакомить с биографией композиторов. Заметили, что когда учащиеся знакомятся с творчеством Н.А. Римского-Корсакова

(Цикл «У моря», опера “Садко”, Сюита “Шахерезада”), то у них неизменно вызывает удивление «морская» биография композитора в юности. Морские мотивы музыки Римского-Корсакова вдохновляют детей на рисование морских пейзажей. Нередко занятия планируем с учетом времени для рисования под музыку. Рисование музыки помогает познавать ее, расширяет способность эмоционально переживать музыкальное произведение.  При слушании Ф.Шуберта “Форель”, разговор об этом произведении иногда начинаем с весьма неожиданного вопроса, далекого от музыки: ”Дети, какие породы рыб вы знаете?” Пока ученики строят разные предположения, педагог   на проекторе   показывает фотографию форели.  Зрительное впечатление, как правило, вызывает эмоциональный отклик. Ведь музыкальное произведение сначала воспринимается как загадка и отгадать ее – большая радость.

Подводя итог, хочется сказать, что заинтересованность детей музыкой, их увлеченность, профессионализм коллектива, высокая результативность, множество творческих побед – в руках руководителя, в его профессиональных, коммуникативных качествах, в его любви к своей профессии.. Уровень воспитанности и образованности подрастающего поколения во многом зависит от того, каким будет художественно-эстетическое воспитание в современном мире и в будущем, на какие ценности будут ориентированы наши воспитанники, какие будут решаться задачи, какие условия будут созданы для осуществления данной деятельности, что, несомненно, окажет влияние и на духовно-нравственный уровень будущего поколения.

 Список литературы:

1. Камнева И.Ю, Князева Г.Л. Комплексные музыкальные занятия как средство социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. -М.: Издательство «Перо», 2017. – С. 149-154.

 2.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учебное пособие. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 48 с.

3. Свиридкина С.В., Князева Г.Л. Мотивация как фактор оптимизации занятий с учениками младших классов . – М.: 2017. – С. 256-261.

4. Цуркис Г.Л. Творческая интерпретация как результат коллективного музицирования // Хоровое искусство как средство единения молодежи и развития духовности и патриотизма: Сб. материалов научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2013-С.261-279

5. Шацкая В.М. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.С.152-178


Автор(ы): Федорова Татьяна Витальевна
Приложения: