Приоритетность проектной деятельности в коммуникативном
развитии учащихся начальной школы

Жукарина Татьяна Геннадьевна

Я рассмотрю в данной статье формирование коммуникативной компетенции, так как она является одним из основных компонентов для формирования полноценной учебной деятельности. Речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребенка. В раннем возрасте закладываются основы внутренней и монологической речи, эмпатии, а также основы письменной речи. Особую роль в развитии речи учащихся играет парная и групповая работа, проектная и творческая деятельность, ситуации учебного и внеучебного общения.

На основе коммуникативной деятельности осуществляются все виды учебных действий, которые определяют планируемые результаты. К коммуникативным действиям относятся:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постановка вопросов и разрешение конфликтов; управление поведением партнёра и умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Целенаправленное и систематическое формирование коммуникативного компонента универсальных учебных действий может преодолеть негативные индивидуальные особенности ребёнка. Коммуникативная деятельность будет влиять на процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе, на успешность обучения. С точки зрения образовательных компетенций, коммуникация является одной из основных, на основе которой развиваются другие универсальные учебные действия.

Преимущество проектной технологии очевидно: в центре деятельности находится ученик, вовлечённый в активный творческий процесс получения новых знаний.

Буквальное значение слова «проект» – «брошенный вперед»; проектирование обозначает создание конкретных образов будущего, мысленное «видение» объекта преображенным и разработку конкретных программ по его осуществлению. Проектирование ставит человека в позицию творца, создающего новые условия жизни. Цель проектирования – произвести изменения в окружающей человека среде.

Особенности проектного мышления проявляются в умении видеть прообраз будущего объекта, структурировать информацию, полученную о нем, о его внешних и внутренних связях, развитии и будущем состоянии. Этому мышлению свойственны критичность, креативность, проблемность, рефлексивность.Степень самостоятельности учащихся напрямую зависит от того, насколько педагог подготовил их к проектной деятельности. Важно научить детей основам проектной деятельности.

Преимущество метода проектов исходит из его особенностей проектной деятельности. Это совместная, групповая работа, которая обеспечивает «приращение» социальных умений и навыков. Она личностно-ориентирована и оказывает помощь ребенку в преодолении трудностей и проблем.

По мнению Поляковой Т.Н., в школьной практике встречается три типа проектов: учебный, социальный, театральный. Учебный проект – это исследование, запланированное в рамках учебной программы. Он осуществляется в учебном процессе. Участвует каждый учащийся. Ставится оценка за его выполнение, а также за промежуточный контроль. Цель этого проекта – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения. Акцент обучения делается на формировании предметных знаний.

Структура и задачи проектной деятельности способствуют тому, что учащиеся целостно включаются в образовательный процесс, открывают новые возможности для своей деятельности, расширяют социальные контакты, развивают опыт коммуникации, учатся самостоятельности. У детей развиваются учебные умения, которые обеспечивают их способность к самостоятельному усвоению знаний.

Дети проводят разнообразные виды сотрудничества на любом этапе проектной деятельности. Конечно, в первом классе задача учителя научить детей работать в группе. Особое внимание ему нужно уделять этапам планирования, и помощи в поиске информации. Всё зависит от доступности, разнообразия и адаптации предложенного материала. Важен тщательный отбор материала и регуляция уровня сложности.Дети только начинают учиться полно и точно выражать свои мысли в устной форме. Учитель помогает им наводящими вопросами, личными примерами высказываний. Сам процесс работы рекомендуется проводить в классе. 

Нельзя ожидать самостоятельного осуществления детьми строго запланированных действий. Возможно, возникновение непредвиденных трудностей на любом этапе. Поэтому учитель обязательно оказывает помощь.

 Использование проектной деятельности в начальной школе будет ставить учащегося в активную позицию познающего, которая способствует формированию коммуникативной компетенции. Этот труд необходим, поскольку он способствует овладению учебными действиями, которые повышают адаптивные возможности и помогают школьникам чувствовать себя уверенно в дальнейшем.

Важной характеристикой готовности детей к школе является произвольная форма общения ребёнка со взрослым, где сотрудничество определяется опосредованной задачей, правилом и образцом. На этой основе у ребенка складывается опосредованное отношение к себе. Психологи считают, что уровень развития коммуникативно-речевой готовности детей к обучению в школе сегодня невысокий, поэтому данная сторона детского развития одна из приоритетных.

В процессе совместной деятельности, учебного сотрудничества дети учатся учитывать мнение других людей, доказывать и обосновывать свою точку зрения. .Этот вид работы служит нормативно-возрастным этапом развития коммуникативных учебных действий у младшего школьника.

 


Автор(ы): Жукарина Татьяна Геннадьевна
Приложения: