Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Колычева Наталья Фёдоровна

Личностно-ориентированное воспитание – это организация   воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития.

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной работе с детьми ЗПР. Как правило, дети с речевыми нарушениями имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены. В общении между детьми чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать.

Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде. Для того чтобы пробудить у воспитанников добрые чувства, необходимо целенаправленно, постоянно создавать условия, обсуждение тех или иных поступков помогает детям понять, как складываются дружеские взаимоотношения, найти выход из сложившейся ситуации и дать оценку.

 Личностно – ориентированный подход осуществляется в игровой форме. В работу е детьми надо в различные виды совместной деятельности: (беседы, проектной деятельности, НОД, игры сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, коммуникативные, решение проблемных ситуаций и т. д.)

Раньше педагоги стремились дать ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности.

     Личностно - ориентированный подход предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка и не столько оценка результата деятельности, сколько процесс его достижения (как ребенок думал, как делал).

Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми.

Радостная, спокойная жизнь в группе возможна лишь тогда, когда дети начинают обращать внимание на состояние сверстников, проявлять сочувствие и заботу. И задача воспитателя состоит в обеспечении постепенного накопления детьми опыта проявления доброго, заботливого отношения к окружающим, бережного отношения к игрушкам и другим предметам.

Необходимо объяснить ребенку, как управлять своим настроением и что делать с негативными эмоциями. Рассказывать ребенку, что не бывает «плохих» и «хороших» чувств – все они одинаково важны. Но вот научиться выражать гнев надо без насилия, то есть словами: «я расстроен», «я злюсь на тебя» или «я сейчас лопну от злости».

Таким образом, игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив.

ПРИТЧА

Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода:

"Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...» К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классического личностно-ориентированного подхода «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально.

В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования перед педагогами стоят ровно такие же задачи.


Автор(ы): Колычева Наталья Фёдоровна
Приложения: