Экологическая игра 

3 класс

«Берегите нашу  Землю»

 

 

 

 

 

 

                                                       Учитель младших классов 

                                                      Горюнова Лидия Николаевна

                                               ГБОУ СОШ №600 

                                                 Приморский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год 

 г. Санкт - Петербург

 

 

 

 

 

 

Экологическая игра 3 класс

«Берегите нашу  Землю»

Цели: познакомить учащихся с праздником День Земли, формировать представление о взаимосвязи человека и природы.

Формирующиеся ценности: бережное отношение и любовь  к природе, созидательный труд.
Планируемые результаты. 

Личностные:   

−  понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде; 

−  проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы 

и окружающей среды; 

−  стремиться к расширению своих знаний в области экологии. 

Метапредметные: 

−  проявлять активность  при  восприятии и  оценке  текстовой и 

видеоинформации в соответствии с учебной задачей; 

−  строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, 

формулировать суждения, описывать иллюстрации; 

−  участвовать в  коллективном  формулировании  выводов по  результатам 

обсуждения;

−  соблюдать правила ведения диалога.   

 Продолжительность занятия: 30 минут. 

 Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа-игра. Занятие предполагает также  использование   презентации,  включает в  себя  работу с 

информацией, выполнение интерактивных заданий. 

 Комплект материалов: 

−  сценарий, 

−  методические рекомендации, 

−  презентация, 

−  комплект интерактивных заданий.

− цветы сделанные руками детей на уроке технологии.

 

Ход занятия

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!  Предлагаю начать занятие с хорошего настроения. Посмотрите на Солнышко, улыбнитесь ему и улыбнитесь друг другу. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи, и вы подарите друг другу свое тепло и радость общения. Садитесь. Я надеюсь, что все Вы будете внимательны и активны, и мы отлично поработаем сегодня.

2. Основной этап

     С приходом весны люди разных стран мира отмечают различные экологические даты: 21 марта – Международный день леса, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли. Эти праздники объединяют нас в деле защиты окружающей среды. В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Впервые этот праздник в России стали отмечать с 1992 года. По традиции, в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях, устраивают субботники, сажают деревья, убирают мусор,

У этого праздника есть своя символика и традиции. Символом дня является зелёная греческая буква на белом фоне. Существует флаг Земли, он не является официальным символом и представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне.

 Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания нашего  общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. - Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!” Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт. 

   Посмотрите на карту мира или глобус. Так наша планета выглядит из космоса. Больше всего на ней голубого цвета: 70,8% территории Земли занимает мировой океан. Нашу Землю называют красавицей, яркой самой   зелёной планетой. 
Выражая своё отношение к защите окружающей среды, многие творческие люди пишут картины, стихи, песни, музыкальные и  литературные произведения.
Давайте послушаем очень красивое   стихотворение:

 

Человек! Храни же, что есть силы,
Все, что мать-земля тебе дала.
Ты её и вспашешь, и засеешь,
Урожай хороший соберёшь.
Коль благодарным быть ты не сумеешь –
Потеряешь. Больше не найдешь!

 Как вы думаете дети, что хотел сказать поэт в своем стихотворении( Ответы детей). Молодцы!
А теперь проведём игру " Знатоки природы", разделимся на две команды, выберите капитана,  победители нашей игры будут те, кто соберет больше цветов в свой букет, при правильном ответе победитель получает цветок.

Мы говорили, что нашу Землю называют зелёной планетой.

 - Скажите, кто подарил ей зелёный наряд? (Деревья и травы, цветы и кустарники)

- Растения всюду вокруг нас: на Крайнем Севере в тундре, в степи, в жаркой пустыне, высоко в горах и у самой воды.

Хорошо в лесу зелёном!

Травы стелются ковром,

А резные листья клёнов

Укрывают нас шатром

- Давайте вспомним некоторые растения. Я буду загадывать вам загадки, если знаете ответ – поднимайте руку. Мы оказались в лесу. Лес – это наш зеленый друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, двери, окна сделаны из дерева. Из древесины сделаны учебники и тетради, парты за которыми вы сидите. Лес- это уникальный природный комплекс, дающий продукцию более 20 тыс. названий, и всю отличного качества, на любой вкус и для любых нужд: насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, сырье для химической промышленности, корм для скота. Более 30 тыс. видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты. Растения -это наши друзья и помощники, а друзей надо любить и уважать. Беречь и всегда приходить им на помощь. А вы знаете наших друзей?

  Игра "Угадай растение"

1. Листья этого дерева дрожат, словно от страха, даже без ветра. (Осина.)

2.В народе это дерево называют «сладким». Из цветков этого дерева пьют целебный чай при простуде. (Липа).

 3. Какое « чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору? (Береза)

 4.Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница).

 5. Какое растение очищает городской воздух от выхлопных газов? (Конский каштан.)

6. Из волокон, какого растения,  Элиза, героиня сказки X. К. Андерсена «Дикие лебеди», сплела кольчуги? ( Крапивы.)

7.Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево? (Дуб).

8.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина).
9. Старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки - брат, желтые цветки - сестра. (Иван-да-марья.)

10. Аромат от цветов этого растения убивает микробы, а плоды помогают при расстройстве желудка. (Черемуха.)

11..Какое дерево цветет первым, а какое последним? (0льха, Липа).

12. Путник часто ранит ногу. Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Команда, которая быстрее всех отвечала на вопросы и дала больше правильных ответов получила цветок. Чтобы немножко отдохнуть, давайте поиграем. 

Игра «Если я приду в лесок»

- Предлагаю поиграть в игру «Если я приду в лесок» и узнать, как вы относитесь к природе.

(если вы согласны с утверждением, говорите – «да», если не согласны – «нет».)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

 Ребята, кто-нибудь из вас узнал в этом стихотворении себя? Молодцы!

 В День Земли и каждый день, каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

 - Послушайте стихотворение и скажите, кто еще является неотъемлемой частью природы.

Стихотворение Б. Заходер “Про всех на свете”

Все-все – на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мёд и кто делает яд.

Да, если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

- О ком идет речь в стихотворении? (О животных)

- Верно!

- Как Вы считаете, почему животные так важны для планеты, для человека?

- Животные — одна из важных составляющих окружающего нас мира. Воздействие их на людей и на природную среду очень разнообразно. Животный мир — это необходимое звено природной среды. Если одно из звеньев цепи убрать, то нарушится равновесие всего живого.

- Животные:  1) Образуют почву 2) Очищают водоёмы 3) Опыляют растения;4) Являются пищей для других животных;5) Распространяют семена 6) Санитары леса.

 

- Так много пользы для природы приносят животные. Но для человека они полезны не меньше.

- Скажите, чем полезны животные для человека? 

- Верно! Лошади, северные олени, ослы, верблюды помогают перевозить грузы. Кошки защищают жилище человека от грызунов. Собаки охраняют дом, помогают пасти стада, находить потерявшихся людей. От домашних животных человек получает молоко, мясо, яйца, мёд. Домашние животные дают шерсть, шёлк, кожу, перья, пух.

- Скажите, как мы должны относиться к животным? (Ответы детей)

- Предлагаю отгадать загадки. Я загадаю вам, ребята, непростые загадки. Кто любит и знает животных, отгадает их быстрее всех, потому что загадки эти - зоологические: про птиц и зверей, рыб и насекомых. А если не догадаетесь - не беда. Не всех же животных вы знаете. Их так много на Земле - больше миллиона разных видов. Итак, загадки «О животных».

1. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (Волк)

2. Не прядет, не ткет, а людей одевает. 

Шубу дважды в год снимает. 

Кто под шубою гуляет? (Овечка)

3. Меньше тигра, но немножко

Больше крупной,  рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись,  ждет добычу.

Не робей, но берегись,

Потому что это…(Рысь)

4. Эта птичка прилетает в наши края весной,

 когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)

5. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам.

 Он в шубе серенькой зимой и в рыжей шубке летом. ( Белка.)

6. Его называют лесным доктором за то, 

что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из-под коры 

вредных насекомых и их личинки. (Дятел)

7. Всё у этой птицы не как у других –

 клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, 

и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)

8. Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. 

И всё-таки она полезная – уничтожает множество опасных гусениц, 

даже таких, которых не едят другие птицы. (Кукушка)

9.Эти птицы прилетают зимой из лесов. На белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки.  (Снегирь)

10. От рогов - густая тень.

Что за зверь такой? (Олень)

11.И в цирке он,

И в зоопарке он –

Индийский или африканский… (Слон)

 ( Победители получают цветок)

 

А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Очисти полянку»

На поляне разбросаны фантики от конфет, бумажки, пластиковая посуда, целлофановые пакеты. По сигналу дети собирают мусор в пакеты, которые приготовили. Кто первый убрал свою «поляну», тот и победил. Молодцы!

 Вот вы собрали мусор, как вы думаете, он вреден для наших друзей птиц, зверей и для нас с вами, а из чего же состоит мусор, ребята? Давайте узнаем в следующем задании. Вам следует по описанию узнать, о каком виде бытовых отходов идет речь. В каждом описании дается пять характеристик  твердых бытовых отходов, если вы угадываете зашифрованное слово по первому признаку, то получаете максимальное количество цветов – 5, если по двум – 4 и т.д.


Вопросы викторины «Из чего состоит мусор»
1.Это изобрели китайцы.
2.Это получают из древесины.
3.Это хорошо горит.
4.Из этого получается много мусора.
5.На этом обычно рисуют и пишут.
(Бумага)


      Наибольшее воздействие на окружающую среду оказывает количество деревьев, вырубаемых для производства бумаги. В настоящее время их число составляет 5 400 000! На свалке бумага становится ответственной за создание различных видов загрязнения. Гниющая бумага выделяет метан. Метан является парниковым газом, токсичным для окружающей среды и в значительной степени ответственным за загрязнение воздуха. Метан отвечает за кислотные дожди, происходящие по всему миру, а также за истощение озонового слоя.


1. Это делают из песка.
2. Если это нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Если это оставить на солнце, то оно может стать источником пожара.
4. Чаще всего оно прозрачное.
5. Когда это падает, оно разбивается.
(СТЕКЛО)


        Стекло подвергается коррозии, то есть, происходит разрушение с выделением большого количества щелочи. Особенность в том, что чем меньше осколок стекла, тем с большей скоростью происходит распространение коррозии. Из-за данного процесса происходит изменение кислотно-щелочного баланса грунтовых вод, а также негативные изменения в плодородности почвы.

 

1. Это изобрели в Англии в середине 19 века.
2. Это производят из нефти и природного газа.
3. Это составляет большую часть мусора на Земле.
4. Это почти не разлагается в природе.
5.Из этого часто делают упаковку для продуктов питания.
(Пластмасса)

 

Пластиковое загрязнение во всех формах вредно для природы и живых организмов. Во-первых, из него выделяются токсичные вещества, вызывающие гибель растений и животных как на суше, так и в воде, является причиной многих болезней людей. Во-вторых, заполняя пространство, пластмассовые отходы уничтожают целые экосистемы, особенно вблизи рек и в океанах. Известно, что пластик разлагается около двух сотен лет. Попадая в землю, пластмассы распадаются на мелкие частицы и начинают выбрасывать в окружающую среду химические вещества, добавленные в них при производстве.

 

1. Это добывают на поверхности, или в недрах земли с древних времен.
2. Это достаточно прочное, оно блестит и чаще всего гнется.
3. Это бывает легким, тяжелым и даже благородным.
4. Это часто может окисляться или ржаветь.
5. Из этого делают очень многое: каркасы зданий, инструменты, украшения, тару для продуктов и т.д.
(Металл)


После пикника некоторые люди выкапывают яму и зарывают консервные банки вместе с другим мусором. Под воздействием кислорода в земле происходит процесс окисления, и выделяются соединения олова, цинка, железа, которые для живых организмов являются ядовитыми. Через десятки лет растворимые соли железа окажутся в артезианских водах, пить которые неочищенными будет опасно. Не закопанные банки от консервов могут стать причиной глубоких порезов с заражением. Не менее вредными являются металлоконструкции и другой металлолом из цветного и черного металла. Оксиды железа после процесса окисления, ржавления и превращения в порошок ржавчины несут опасность для роста растений. При попадании в соленые воды процесс распада ускоряется и до появления вреда от отходов достаточно пройти двум годам. Ионы металлов не только сохраняются в почве, но и несут опасность для здоровья, если на этих почвах производится сельскохозяйственное выращивание культур. Переходя в растения и в клубни, плоды, ягоды, ионы железа поступают прямиком в организм с приготовленной пищей. Любые остатки металла могут быть подвергнуты вторичной переработке, поэтому металл необходимо сдавать. 

 

1. Это делают из пластмассы и газа, поэтому это очень легкое.
2. Это применяется для тепло- и звукоизоляции.
3. Это легко воспламеняется и когда горит, выделяет очень токсичный дым.
4. Это состоит из крупинок и чаще всего белое.
5. В это упаковывают различные товары (особенно хрупкие), бытовую технику и пищевые товары.
( Пенопласт)

 

   Пенопласт будет выделять стирол. Кроме того, при температуре выше 30°С, при воздушном окислении материала происходит выделение таких вредных для здоровья людей веществ, как толуол, бензол, формальдегид. Так как за 20 лет эксплуатации материал разлагается на 10–15%, со временем происходит увеличение количества очень вредных выделений, которые воздействуют на все живое. 

А теперь давайте отдохнем от сложных вопросов и поиграем в игру " Найди животное в словах"

    Каждой команде на листке дается задание. Вам нужно решить анаграмму, т.е. В слове  поменять местами буквы, убрать лишние, чтобы получилось название животных. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. – 2 балл.

 Команда 1. САЛОН (слон), ВОЛНА ( вол), КАРКАС ( рак), ЗОНТИК (кит),  ДУДОЧКА (удод).

Команда 2. БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук), ПИОН (пони), ОСАДА (оса).

 Молодцы ребята, победители получают цветок.

 А теперь команды должны разрешить экологическую ситуацию.  За  правильный ответ – по  2 цветка.

Команда 1

1. Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать, что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?

2.  Идя по тропинке, с громко включенной музыкой, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг, обрадовался и  решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что вы и ваш друг сделали неправильно?

3. На лугу вы увидели красивые цветы и начали срывать их . Правильно ли вы поступаете?

Команда 2:

1. Идя в лес,  вы  захватил с собой своего четвероногого друга — собаку.  Но так как она была без поводка, то собака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?

 2.Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята  не правы?

3. Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, обедали и играли что вы сделаете, перед тем как уйти домой?

 

3. Заключение.

Подсчитываем количество цветов в своих командных букетах. Победители награждаются грамотами классного руководителя "Лучший знаток природы"

  Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты – только в его руках! Однако, человек создал страшные яды, которые убивают всё живое; автомобили, которые отравляют воздух вредными газами; вырубает лес, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора. Если человек не начнёт задумываться над своими поступками, нашей планете грозит серьёзная опасность. Из-за неразумной деятельности человека наша планета находится в опасности: это не только проблема мусора и исчезновение биологических видов, но и исчерпание, уничтожение природных ресурсов – лесных, водных и т.д. Однако, каждый человек способен сделать многое для того, чтобы наша планета оставалась живой, богатой, уникальной и прекрасной. Ведь для этого следует выполнять самые простые правила поведения в природе. Какие это правила, все вы, конечно же, знаете. А ведь кроме соблюдения этих правил, вы, подрастающее поколение, можете призвать к их выполнению и других! 

 

Подведение итогов. Рефлексия.


Автор(ы): Горюнова Лидия Николаевна
Приложения: