Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ
воспитателя

Литвиновой Оксаны Петровны

 

Тема:

«ЗНАКОМСТВО С НЕОБЫЧНЫМ МИРОМ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023

 

 

 

Содержание:

1. Введение …………………………………………………стр.3

2. Основные направления организации доступной среды в

ДОУ инструктором по физической культуре…………… стр.6

3. Вывод……………………………………………………..стр.8

4. Литературные источники………………………………..стр.9

5. Приложения………………………………………………стр.10


 

Введение

В условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение в РФ придается воспитанию и обучению детей с особенностями в развитии. Создается общество с равными возможностями, где появится возможность у детей с особыми потребностями влиться в обычный коллектив своих сверстников – ведь невозможно социализироваться в обществе, если ты от него изолирован. Инвалидность считается самой непростой для понимания детей темой. Далее мы будем говорить о ребенке с инвалидностью как об особенном ребенке.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование.

В законе № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. В п. 5 данной статьи говорится: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Идея хороша, но есть нюансы и, к сожалению, пробелы.

Актуальность проблемы: Правильное восприятие и понимание темы особого ребенка считается самой непростой темой для дошкольника. 

Как общаться с особенными детьми, порой сами взрослые не знают. Что они могут сказать своему чаду, встретив на пути ребенка с особенностями?  Возможно, кто-то выберет самый простой и легкий способ: отвернись, не смотри. Кто-то, чтобы ни коем образом не травмировать своего ребенка, выберут другую дорогу. Задаст ли родитель такой себе вопрос: как сделать так, чтобы ребенок понял и не испугался необычного мира особенного ребенка? Ведь обычные дети сначала должны привыкнуть к тому, что они находятся в контакте с другим, особенным человечком. Тем не менее ребенок хоть раз в жизни встречал на детской площадке или в других общественных местах особенного ребенка – слабовидящего, слабослышащего или ребенка в инвалидной коляске. А вот как общаться и взаимодействовать с особенным другом – в этом, уверена, могут помочь педагоги дошкольного учреждения.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 15% людей в мире имеют или имели инвалидность. Взрослые люди с ограниченными возможностями считают, что жизнь для них была бы намного проще, если бы человек с самого детства был информирован о существовании таких особенных людей; если бы общество задумалось, что инвалидность – это не только медицинское, но и социальное понятие.  Долгие годы люди с ограниченными возможностями старались не показываться в обществе, потому что это понятие было, к сожалению, окружено культурой стыда. Стыдно вывести особого ребенка на общую детскую площадку – где сверстники могли засмеять, тем самым нанеся еще большую психологическую травму и без того изолированному ребенку. Многих детей просто не получалось вывести на прогулку, дома были не приспособлены для передвижения человека в коляске.


 

В современном мире из множества понятий «доступная среда» самое, по моему мнению, точное – это создание условий для беспрепятственного передвижения и успешной адаптации людей с ограниченными возможностями в любом месте.

Создание технических условий для беспрепятственного передвижения – это возведение пандусов, поручней, обустройство зданий специальными подъемниками, просторными лифтами, расширение проходов, обустройство современными сантехническими кабинами, а также специальное информирование для людей с разными видами нарушений. А создание доступных условий для успешной адаптации – в первую очередь принятие особенного ребенка в детский коллектив, создание благополучной атмосферы, в которой ребенок сможет почувствовать себя комфортно и безопасно.

Создаётся информационная площадка для родителей, чьи дети идут по дороге в дошкольное учреждение, школу, поликлинику, для того, чтобы правильно рассказать о назначении этих необычных знаков, картинок и кнопок. Родители по возможности должны рассказывать ребенку о том, что дорожка другого цвета или другой структуры сделана не просто так, что она несет определенную информацию для людей с ограниченными возможностями.  

В одной из передач мне довелось услышать рассказ женщины, воспитывающей ребенка с синдромом Крузона. Девочка спросила свою маму: «Почему все люди так удивленно смотрят на меня и спрашивают, отчего у меня такие большие глаза?»  Мама не нашла, что ей ответить. Тогда ее пятилетняя дочь ответила сама: «Просто люди не были со мной знакомы и не встречали меня раньше, поэтому так удивляются». Весь ответ прост и мудр: люди просто не знакомы с необычным миром особенных детей.

Сегодня ребенок с ограниченными возможностями не редкость, и не потому, что их становится больше, а все благодаря тому, что постепенно в наше общество вводится открытость и доступность обучения. Появился и новый термин – инклюзивное образование, которое обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями в жизнь дошкольного учреждения или школы. Это позволило активно включать детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Возможно, несмотря на несовершенство этого нового введения, у следующего поколения будет право понять, а не бояться и стыдиться незнакомого мира особого человека.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ДОУ ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В работе нашего ДОУ педагоги и специалисты, работая в этом направлении, разрабатывают доступные цели и выполняют приведённые ниже задачи.

Цель: Создание условий для дошкольника через знакомство с миром особенных детей путем проведение подвижных игр и эстафет.

Воспитательные задачи:

· Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности своей собственной жизни и здоровья.

· Воспитывать такие личностные качества как забота, доброта, сопереживание, соучастие.

· Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Образовательные задачи:

· Формирование у детей понятия о здоровье, о влиянии на свой организм здорового образа жизни.

· Формирование у детей понятия особенного ребенка.

Развивающие задачи:

· Развивать потребность в сохранении своего здоровья, бережного отношения к нему.

· Укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия.

Все эти задачи педагоги и специалисты ДОУ решают с помощью игр.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах разных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. (Приложение 1)

Подвижные игры являются для ребенка главным средством его физического развития в дошкольном возрасте. Кроме того, ребенок получает радостные эмоции во время игры, у него появляется уникальная возможность попробовать понять необычный мир особенных детей. Именно на занятиях физкультуры мы с детьми старшего дошкольного возраста очень осторожно касаемся темы особенного ребенка, ведь главная задача педагога – донести информацию так, чтобы дошкольник проявил интерес и при этом не травмировал свою детскую психику. К сожалению, не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке, захочет вообще касаться этой непростой темы, что, несомненно, затрудняет нашу совместную работу. Но тем не менее, оказавшись за порогом школы, ребенок рано или поздно встречается с человеком с ограниченными возможностями, и с этого момента возникают чувства неловкости, стыда. Поэтому мы уже в детском саду стараемся подготовить ребенка к такой встрече.

Физкультурные занятия на тему «знакомство с необычным миром особенных детей», на которых ребята посредством игры развивают не только спортивные, но и человеческие качества: помогают «особенному другу» перейти дорогу, показывают знаками путь, радуются победе своей команды. (Приложение 2) Играя в паре, где один из детей играет роль супергероя, а другой человека, нуждающегося в помощи, как правило, каждый хочет стать именно супергероем. Тогда предлагается вариант обмена ролями, и дети охотно на это соглашаются. Из опыта могу сказать, что самое непростое для ребенка – это оказаться невидящим. Надеть повязку в игре «Жмурки», или в другой игре, где задачей является определение предмета через другие чувствительные анализаторы, для кого-то является нерешаемой задачей. И в определении водящего нужно быть крайне осторожным. В то же время этот ребенок охотно станет супергероем и подскажет путь слабовидящему товарищу.

 Я спрашиваю: «Кто хочет быть “Жмуркой”?» И уже из тех, кто соглашается, с помощью считалки выбирается водящий. (Приложение 3) 

Очень необычно у нас проходят подвижные игры, в которых одним из условий является полное молчание. Как правило, начинает игру инструктор по физкультуре, и тот же пионербол может проходить в полной тишине. Сами дети такую игру называют «тихий волейбол». Все знаки мы показываем жестами, а эмоции беззвучным ликованием или топотом.  (Приложение 4)

Вывод

Исходя из проводимой работы, могу сделать вывод, что в этом направлении удается порой не все. И хотя к каждому воспитаннику осуществляется индивидуальный подход, исходя из его физического, психического и эмоционального состояния, нельзя предугадать, как поведет себя обычный ребенок в непривычной ему роли. Очень аккуратно, через игру, не углубляясь в тему, непонятную дошкольнику, мы, педагоги, тем не менее постепенно адаптируем его к предстоящей встрече с необычными людьми. В завершение хочется процитировать великого американского писателя Марка Твена, который говорил, что доброта – это тот язык, который могут увидеть слепые и услышать глухие. Этому понятному языку мы стараемся учить наших дошколят.


 

Литературные источники

1. Войта Ю. С. Инклюзию надо воспитывать с детства / Ю. С. Войта, Э. Рвабу // Социальная работа. - 2018. - № 3. - С. 54.

2. Дубровская Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "Социальная работа" / Дубровская Т. А., Воронцова М. В., Кукушин В. С. ; Минобрнауки РФ, Рос. гос. соц. ун-т . - М. : Изд-во РГСУ , 2014 . - 362, [2] с. : ил.

3. Каймакова Е. В. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов к качественному образованию / Е. В. Каймакова // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 2. - С. 51-54.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

5. Лузан С. С. . Образование, доступное для всех / С. С. Лузан // Аккредитация в образовании. - 2018. - № 2. - С. 49.

Интернет источники

1.  http://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/ 
Госпрограмма «Доступная среда»


 

Приложения

Приложение 1

Подвижная игра ««Супергерой» или «Переведи особого друга»

Задачи:

· Развивать координацию в пространстве, умение действовать в паре с особым другом.

Инвентарь: медали, повязки, набивные мячи, мягкие модули

Правила игры: дети делятся на команды, каждая команда встает в пары. Один из них надевает повязку (как вариант просто закрывает глаза), на шею вешает ленту с медалью, и ребенок на время игры становится «особым». Второй ребенок – его помощник, он будет Супергероем. На дистанции разложены разные препятствия: набивные мячи, мягкие модули. Супергерой должен помочь другу пройти все препятствия, держа его за руку. Дойдя до финиша, пары меняются местами, вешается лента с медалью, и дети продолжают игру в обратном направлении.  Если игра понятна, то можно использовать вариант на усложнение. Супергерой не держит за руку, а словами подсказывает направление. Например: прямо три шага (больших, маленьких), стоп, препятствие (описывает его), влево один шаг, снова прямо и т. д. В конце игры дети обсуждают, что им удалось сделать просто, а что было сложно.

 

 

Приложение 2

Подвижная игра «Внимание, светофор!»

Задачи:

· Привлечь к работе слуховой анализатор;

· Развивать умение правильно считать;

· Развивать быстроту реакции.

Инвентарь: деревянные палочки, бубен, макет светофора, «пешеходный переход».

Правила игры: дети делятся на команды, команды строятся в две колонны. На дистанции разложена пешеходная дорожка, в конце дистанции – светофор.

Условие игры: перед тем, как загорится зеленый сигнал, стучит метроном (звук деревянных палочек), отсчитывая десять раз. На мигающий зеленый вместо слов «заканчивайте переход» звенит бубен. Первые игроки должны с закрытыми глазами сосчитать десять ударов и до начала звонка бубна успеть пройти по пешеходному переходу.

 Участники закрывают глаза. Задача участников – не видя знаков светофора, друг за другом перейти на другую сторону на зеленый сигнал на слух.

Подвижная игра «Пионербол на стульчиках»

Задачи:

· Учить детей играть коллективно, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях;

· Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции.

Инвентарь: волейбольная сетка, резиновый мяч, стулья по числу игроков.

Правила игры: две команды располагаются на стульях с двух сторон от волейбольной сетки. По сигналу ИФК дети перебрасывают мяч через сетку любым способом, команда соперник должна поймать мяч. Те дети, которые располагаются дальше от сетки и не могут перебросить мяч, делают передачу тому, кто располагается от сетки ближе. В течение игры игроки по кругу меняются местами. Если мяч укатился, ИФК возвращает его в команду. Сначала игра идет не на счет, дети по очереди перебрасывают мяч, осваивая необычный вид игры. Вариант игры – пионербол сидя по-турецки на ковриках.

Эстафета «Биатлон сидя»

Задачи:

· Развивать силу рук, меткость, ловкость, быстроту.

· Воспитывать сопернические качества.

Инвентарь: две доски скейтборд, два обруча, два ориентира, мешки с песком.

Правила игры: дети делятся на две команды. В конце дистанции расположен ориентир, рядом с которым обруч, внутри мешочки с песком, а на расстоянии двух метров – обруч-мишень. Первый участник коленями встает на скейтборд. По сигналу первый участник начинает движение на скейтборде до ориентира, берет мешочек и выполняет бросок в цель, возвращается в команду, передает эстафету-скейтборд другому участнику. Вариант игры на спортивной площадке – биатлон на санях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3


 

Считалка гномов

Под горою у реки
Живут гномы-чудаки.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!

Сороконожка

У сороконожки

Заболели ножки:
Восемь ноют и гудят,
Две хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки!


 

Игра малой подвижности «Спортивная коробка»

Такие игры относятся к сенсорным играм. С помощью этих игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы. 

Задачи:

· Активизировать познавательное развитие детей;

· Развивать согласованность движений правой и левой рук;

· Учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь;

· Узнать предмет при помощи одного из анализаторов (осязательный);

· Развивать фантазию и воображение.

Инвентарь: коробка с разными спортивными атрибутами: мячи, гимнастические ленты, скакалка, шайба, волан, гантели, ракетка, и т. д.

Правила игры: ИФК помещает предметы в коробку и предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)».

Игроки по очереди определяют на ощупь различные спортивные атрибуты: мячи, гимнастические ленты, скакалка, шайба, волан, гантели, ракетка, и т. д

 В коробку заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом назвать предмет всем остальным. По очереди задание выполняют желающие дети.

Вариант усложнения: ИФК просит не только угадать, но и без слов показать, что он определил. 

Подвижная игра «Жмурки»

Задачи:

· Учить внимательно слушать текст;

· Развивать координацию в пространстве.

· Узнать игроков при блокировке зрительного анализатора;

Правила игры: «Жмурка» выбирается из желающих при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Дети идут по кругу и разговаривают с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а «Жмурка» их ловит. Пойманного игрока «Жмурка» должен узнать и назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «Жмуркой».

Вариант: дети не разбегаются, а замирают на месте. «Жмурка» должен определить игрока на ощупь. Угаданный ребенок становится «Жмуркой».

 


 

Приложение 4

Подвижная игра «Тихий волейбол»

Задачи:

· Учить детей действовать в команде;

· Учиться активно использовать зрительный анализатор

· Развивать внимание, быстроту, ловкость;        

Инвентарь: волейбольная сетка, резиновый мяч.

Правила игры: Особенностью этой игры является то, что игра проводится в полной тишине. Вместо свистка ИФК использует такой знак привлечения внимания как топот, поднятие обеих рук наверх. Счет показывается пальцами.

Две команды выполняют броски через сетку любым способом, с мячом можно делать не более трех шагов по площадке, после чего сделать бросок игроку по команде, либо перебросить через сетку. Игра проводится до 11 очков, затем команды меняются полями.

Команда теряет право на подачу если: мяч не долетел до сетки, пролетел под сеткой, пролетел за пределами игрового поля; мяч коснулся пола на своей площадке; подача выполняется не с места; сделано более трех шагов с мячом в руках.

Подвижная игра «Затейники»

Задачи: 

· Развивать речь;

· Активизировать движения;

· Развивать фантазию и воображение.

Правила игры: Дети идут по кругу, приговаривая:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно, вместе,

Сделаем вот так!

Водящий поочередно показывает картинки с изображениями различных фигур или эмоций. Дети их повторяют.

Вариант: «Покажи эмоции молча!» ИФК называет эмоции. Например: вы добрые, вы веселые, вы сердитые, вы думаете и т. д. Дети могут показывать эмоции не только мимикой, но и движениями: прыгать, приседать, качаться и т. д. Эта игра без речевки может применяться в конце любой подвижной игры и эстафеты. Команды, закончившие игру или эстафету, получают задание: а сейчас молча, покажите свои эмоции! Дети изображают на лице либо радость, грусть, злость, усталость, разочарование, ликование и т. д.

Эстафета «Попади в бубен»

Задачи:

· Активно использовать чувствительные анализаторы при блокировке одного из них;

· Развивать меткость, ловкость, быстроту;

· Воспитывать сопернические качества.

Инвентарь: теннисные мячи, два бубна.

Правила игры: Дети делятся на две команды, на противоположной стороне зала расположена корзина с мячами, на стене вместо мишени большой бубен. По команде первые участники бегут до корзины, берут мячик, поворачиваются спиной к мишени и бросают мяч в цель через плечо. При попадании мяча в мишень, раздастся звук бубна, а также сверстники сообщают результат броска. Дети бегом возвращаются в свою команду и передают эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, которая больше всех попала в бубен.


Автор(ы): Литвинова Оксана Петровна
Приложения: