Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
через различные виды деятельности

Велиева Назифат Нурмагомедовна 

Примерный план работы педагога

1 этап. Подготовительный (выявление)

 

 

Содержание работы

 

Сроки реализации

 

 

 

 

1.Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения

Актуальность выбранной темы:

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

 

 

1-й год работы над темой

2.Постановка целей, задач работы

 

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

 

 

2 этап. Аналитический  (изучение)

 

 

Содержание работы

 

Сроки реализации

 

1.Составление плана работы по самообразованию

Перспективный план (Срок реализации 2021-2022 учебный год)Теоретический этап

Содержание работы

Сроки выполнения

Примечания

1

Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)

 

В течение годаПриобретение пособий и дидактического материала.                        
2

 

 

Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

 

 

 

Создавать условия для развития познавательной активной деятельности через пополнения развивающих центров.

Прививать детям интерес к знаниям с помощью интересных заданий и дидактических игр.

Участие в вебинарах и курсах повышения квалификации по теме самообразования

В течение годаПодписка на печатные издания

 

 

 

Практический этап

 
3Составление плана работы

Сентябрь

Перспективный план работы
4Консультации для родителей

Октябрь

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
5Памятка

Ноябрь

«Пальчиковые игры для малышей»
6Индивидуальные беседы

Декабрь

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
7Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Январь

Работа с родителями
8Рекомендации для родителей

Февраль

«Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
9Папка – передвижка

Март

«Рисуем без кисточки»
10Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Апрель

Привлечь родителей к изготовлению настольных игр своими руками
11

Анкетирование родителей.

Отчет о проделанной роботе на тему

Май

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

 

 

 

1-й год работы над темой

 

 

3 этап. Организационный (обобщение)

 

 

Содержание работы

 

Сроки реализации

 

1.Теоретическая часть:

*Изучение методической , педагогической , психологической и другой литературы , работа с родителями, опыта работы коллег и т.п

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

 Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 

 

1-й год работы над темой

 

2.Практическая часть:

*Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности.

Разработка коллекции для игр и упражнений. Разработка групповых занятий. Работа над созданием методических папок. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Разработка плана. Изготовление табличек для дидактических игр.

Рисунки, альбомы-передвижки, совместно с родителями.

Приобретение необходимого оборудования.

*Выступление на педагогическом совете  

 

4 этап. Завершающий (внедрение)

 

 

Содержание работы

 

Сроки реализации

 

1.Оформление результатов обследования детей по проблеме

Анализ проделанной работы.

 

 

1-й год работы над темой

 

2. Оформление опыта работы

Картотека игр.

Чтение художественной литературы.

Оформление картотеки игр.

Взаимодействия с родителями: консультации памятки совместная продуктивная деятельность родителей и детей по теме плана.

 

 

 

5 этап. Презентационный (распространение)

 

 

Содержание работы

 

Сроки реализации

 

Выступление на педагогическом совете

 

В ходе дальнейшей

педагогической

деятельности

Подготовка материала к публикации на интернет сайтах, изданиях

 

 

 

 


Автор(ы): Велиева Назифат Нурмагомедовна
Приложения: