Художественная литература в речевом развитии дошкольников
в условиях реализации ФОП

Иванова Елена Васильевна

    Художественная литература играет большую роль в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФОП  дошкольного образования. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника. ФОП  позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.

Одним из ведущих средств общения взрослых и детей является книга. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Книга помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг,   начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, мы формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

В среднем дошкольном возрасте продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

 В старшем дошкольном возрасте, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если воспитатели и родители действуют сообща. Когда ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он всегда будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт   прекрасные образцы   русского   литературного языка, развивает умение тонко   чувствовать форму и ритм родного языка.  А для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.


Автор(ы): Иванова Елена Васильевна
Приложения: