Развитие коммуникативных навыков у дошкольников 
в игровой и театрализованной деятельности

Рахимова Елена Викторовна 

 

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

     Коммуникация – это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

   Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. 

   Эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп является театрализованная деятельность.

    Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, приспосабливать к той или иной социальной обстановке, прежде всего,  театрализованная деятельность – это радость, смех, удовольствие от игры.

   Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность.  

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

  • познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
  • формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
  • способствовать развитию творческого потенциала детей;
  • развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
  • стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);
  • приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
  • воспитывать уважение к этому виду искусства.

Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач будет варьироваться и расширяться для детей 3–4 лет.

ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:

  • драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);
  • театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
  • стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);
  • настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);
  • верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
  • театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски)

Осуществление индивидуального подхода в работе с детьми — очень важный аспект успешной реализации целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента малыша и степени его стеснительности. Второе для младшего дошкольного возраста обычно не столь характерно: дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. И педагогу важно найти способ включить всех малышей в общее дело. Так, интровертам очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он может безукоризненно. Чтобы гиперактивные дети не подавляли неуёмной энергией своих соратников по сцене, стоит попробовать репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Приём объединения с менее активными детьми даёт очень спорные результаты: иногда темпераменты уравновешиваются, но чаще «активисты» по-прежнему тянут одеяло на себя, а «медлительные» замыкаются ещё больше. Исходя из личного опыта могу сказать, что, как показывает практика, индивидуализация опирается на:

  • распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
  • удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
  • обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Театрализованная игра:

- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства( динамику, темп, интонацию и др.)

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

 Театрализованные игры можно условно разделить на две группы:

         1. игры – драматизации;

  В играх- драматизациях ребенок исполняя роль в качестве « артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

·        Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

·        Ролевые диалоги на основе текста;

·        Инсценировки произведений;

·        Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

 

2.  режиссёрские игры.

 

   В режиссёрской игре ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

 

 Разновидности режиссерских игр:

·        настольный театр игрушек;

·         настольный театр картинок;

·        теневой театр;

·        театр на фланелеграфе.

   Знакомство с театрализованными играми начинается с раннего возраста в процессе разнообразных игр -  забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок.

 Детям раннего возраста сложно  произнести текст роли полностью, но они могут проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Н-р, при разыгрывании сказки « Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр – инсценировок, действуя вместе ввоспитателем, подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык жестов и мимики, совершенствуя свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

   У младших  дошкольников необходимо стимулировать желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    В среднем возрасте расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры драматизации.

    Для старших дошкольников характерны игры с « продолжением», предполагающие сочетание ролевой и театральной игры.

   Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

     Активизируется  словарь  ребенка,  совершенствуется  звуковая  культура  речи,  ее  интонационный  строй,  улучшается  диалогическая  речь


Автор(ы): Рахимова Елена Викторовна
Приложения: