Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе
при  обучении чтению на уроках английского языка

Беляева Елена Викторовна

В связи с введением нового стандарта обучения ФГОС ОО и началом изучения иностранного языка в общеобразовательных школах со второго класса у учащихся выявляются проблемы при обучении чтению. Методика преподавания иностранного языка во 2-4 классах существенно отличается от других методик.

 В УМК Спотлайт впервые обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова. А именно, - звучащее слово и его написание предъявляется ученику много раз (оно звучит на диске, проговаривается в электронном приложении, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках для визуального ознакомления).

Давайте рассмотрим особенности слабоуспевающих учащихся:

· низкий уровень знаний;

· не сформированы элементарные организационные и учебные навыки;

· нет опоры на родителей как союзников учителя;

· отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

· частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.

Например, ученик не умеет работать с текстом.

 

При обучении чтению используется:

Метод визуализации – это комплекс психологических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем пространстве. Обучение чтению в УМК Spotlight ведётся по методу визуализации или обучение чтению целыми словами.

Таким образом, у детей есть возможность воспринимать слово целиком - или ГЛОБАЛЬНО.

На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их сочетаний. Ученикам гораздо легче прочитать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы.

На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует практически на всех уроках во 2-м классе.

Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

Аналогичную работу ученики проделывают дома, слушая, повторяя и запоминая новые слова). Затем родители помогают изучить новые слова в конкретных ситуациях. Дома учащиеся прописывают новые слова, запоминая их написание. (Причем слово воспринимается целиком, что возможно странно для многих из нас, привыкших к слоговому чтению слов в русском языке).

Таким образом, в результате обучения чтению глобальным способом ребенок умеет:

-– читать целое слово

 – читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,

–   прочитывать сложные и незнакомые слова по слогам,

–  распознает отдельные буквы и звуки

 

Я использую любую возможность работать над развитием этого умения. В этом мне помогает книга «Тренажер для развития навыков быстрого чтения». В пособии очень интересные задания, которые очень нравятся всем детям:

чтение с дырками,

чтение  наоборот,

 Дефицит внимания, характеризующийся отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью. (Стоит одному ребенку произнести какую-то реплику, весь класс вступает в разговор).

Отсутствие познавательного интереса.

Чем это обусловлено:

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

Некоторые родители откровенно говорят, что им заниматься с детьми некогда, они работают. Именно поэтому авторы УМК разработали Книгу для родителей, в которой подробно расписано как работать с упражнениями в учебнике и остальными составляющими УМК, также в книге для родителей имеются ключи к заданиям учебника и рабочей тетради.

 

Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями.

7.Низкий познавательный интерес.

8.Низкий уровень развития словесно-логического мышления.

9.Низкая работоспособность проявляется

в утомляемости,

истощаемости, медленном темпе работы.


Необходим учет индивидуальных особенностей таких детей:

снижение нагрузки,

соблюдение щадящего режима,

позволить не спеша закончить работу дома,

проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно,

работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями,

давать время на обдумывание ответа (спросить только через 2-3 человека),

давать время на исправление ответа,

опрос лучше в письменном виде,

не отвлекать во время письменного или самостоятельного задания, так как ребенку вновь придется потратить много времени, чтобы он мог включиться в деятельность,

по возможности давать однотипные задания: 1 часть урока – примеры, другую – задачи, третью – что-то другое, но не более 10-15 минут один вид работы.

новый материал – лучше спросить после повторения дома, то есть на следующем уроке,

поскольку инертные ученики с трудом отключаются от предыдущей ситуации, не следует спрашивать их в начале урока.

 

Виды работ со слабоуспевающими учениками.

карточки для индивидуальной работы,

задания с выбором ответа,

деформированные задания.

карточки-тренажеры,

творческие задания,

карточки с образцами решения.


В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

Желательно, чтобы ответ был не в устном, а письменном виде;

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

В заключении хотелось бы сказать, что

Чтение – это вид речевой деятельности и обучение чтению – это своего рода игра.

Чтение – неотделимо от аудирования, письма и говорения.

Технология глобального чтения позволяет устранить признаки дислексии.


Автор(ы): Беляева Елена Викторовна
Приложения: