Воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях

Егорова Анна Владимировна ,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 8
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание, целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества. Воспитание направлено на формирование как поведения (например, на овладение своими эмоциями), так и мотивационно-смысловых компонентов психики. Воспитание в широком смысле понимают как влияние общества на личность, отождествляя его с социализацией (окружающий мир является для ребёнка единой образовательной средой: его воспитывает семья, школа, неформальный круг общения, средства массовой информации и т. п.); в узком смысле воспитание – одна из сторон образования (наряду с обучением), целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений и т. п. Помимо образовательной работы, воспитание включает организацию жизнедеятельности воспитуемых в учреждениях и группах, создающих условия для их общения и участия в познавательной, духовной, предметно-практической, игровой, спортивной деятельности. Особую роль в воспитании играет искусство, развивающее эмоционально-образную сферу личности и творческие способности.

Цели и содержание воспитания специфичны для различных эпох, социальных систем и конкретных институтов воспитания. Процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на человека, а взаимодействие активно решающего свои проблемы воспитанника с различными людьми, группами и институтами воспитания, в котором происходит обмен информацией, способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками и т. п. Эффективность этого взаимодействия (диалога воспитателей и воспитанников) определяется тем, какие личности в нём участвуют, насколько они способны ответить на запросы друг друга. В процессе воспитания происходит интериоризация структур и правил социальной деятельности (т. е. их преобразование во внутренние структуры психики, регулирующие деятельность человека) и экстериоризация (преобразование внутренних структур психики в конкретное поведение). В зависимости от условий и целей воспитания применяется множество систем, принципов и методов воспитания (убеждение, поощрение, принуждение, пример, игра, труд, соревнование, критика и т. п.).

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное воспитание и др. По доминирующим принципам и характеру отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарный, свободный и другие стили воспитания. По содержанию выделяют умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое, половое воспитание и др.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами.

Психология — это наука, которая изучает психику человека на основе взаимодействия людей с окружающей средой.В поле внимания психологии попадают межличностные отношения, реакции на те или иные события в жизни индивида или группы людей, последствия взаимодействия с объектами окружающей среды и т.д.

Говоря простыми словами, психология изучает все, что заставляет человека мыслить и испытывать эмоции.В настоящее время психология — многоотраслевая наука, которая включает в себя общие фундаментальные и прикладные направления. Это означает, что психология строится на общих принципах и понятиях, но внутри каждого направления есть свои особенности, требующие дополнительного изучения.

Предмет психологии по-разному определяется разными направлениями науки. В числе прочего это обусловлено особенностями психологического знания, к которым можно отнести:

 неформализуемость психологического знания (отсутствие формального языка для закрепления и передачи полученных данных);

 необходимость постоянного введения новых моделей и понятий (обусловлена накоплением новых данных и стремительным развитием науки, а также прогрессирующим обилием направлений);

 необходимость культурной адаптации полученных знаний (психологические вопросы довольно часто пересекаются с вопросами культуры отдельных стран).

К другим причинам можно отнести многообразие форм психологического знания и некоторые субъективные сложности в накоплении знаний.Некоторые выделяют как предмет изучения психологии психику, однако это общее понятие, по-своему соответствующее предметам каждого из направлений психологии, но не соответствующее ни одному из них до конца.Например, до начала XVIII века все исследователи называли душу предметом изучения психологии. Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Альфред Адлер называли Бессознательное предметом изучения психологии. В гуманистической психологии как предмет выделяют проблемы бытия человека, в гештальт-терапии — процессы восприятия, формирования, переработки образов и результаты этих процессов.Таким образом, выделить “общий” для всех направлений предмет сегодня невозможно.

Объектом психологии выступает сам человек во всем разнообразии его взаимодействий с внешней средой. Сам по себе человек является объектом изучения других наук, например, анатомии. Однако объект изучения психологии сильно отличается от объекта анатомии.Поэтому важно подчеркнуть роль психических явлений в определении объекта. Взаимоотношения людей в группах, поведение, деятельность — это все можно отнести к психическим явлениям и, соответственно, к объекту изучения психологии.

Направления психологии:

Как было упомянуто ранее, психология — многоотраслевая наука. Существует большое количество прикладных направлений психологии, но все они базируются на фундаментальных направлениях. Это:

 Бихевиоризм;

 Фрейдизм (а также неофрейдизм);

 Гуманистическая психология;

 Гештальт-психология.

Также выделяют генетическую психологию и индивидуальную психологию.Подробнее рассмотрим каждое из направлений.Бихевиоризм характеризуется отказом от изучения функционирования психики и выделением поведения человека как предмета изучения.Фрейдизм и неофрейдизм выделяют подсознание человека как главный источник психической деятельности.Гуманистическая психология воспринимает человека как активного, свободного субъекта, стремящегося к самореализации.Гештальт-психология фокусируется на попытках объяснить феномены психической жизни на основе целого образа (т.е. гештальта), не сводя их к отдельным составляющим.Генетическая психология занимается изучением происхождения и развития интеллекта у ребенка.Индивидуальная психология считает, что у каждого человека есть комплекс неполноценности, который люди пытаются преодолеть. Занимается изучением того, как это происходит.

 Список использованной литературы:

1.     Абраухова В. В. Педагогика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие. М.: Директмедиа Паблишинг, 2021. 44 с.

2.     Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2023. 160 с.

3.     Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

4.     Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.

5.     Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.

6.     Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.

7.     Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.

8.     Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.

9.     Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.

10. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.


Автор(ы): Егорова Анна Владимировна
Приложения: