Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать

 Сафронинкова Инна Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 58 
комбинированного вида 
Кировского района Санкт-Петербурга

Цель: Формирование элементарных представлений у детей младшего дошкольного возраста о помощи птицам в зимний период, обучение изготовлению эко кормушек.

Задачи:

Образовательные

·         формировать у детей младшего дошкольного возраста начальные преставления об экологии;

·         познакомить детей с традициями празднования экологического праздника «Синичкин день»;

·         закреплять знания детей о зимующих птицах родного края;

·         формировать у детей младшего дошкольного возраста систему элементарных представлений о способах и правилах подкормки птиц в зимний период;

·         учить детей выбирать безопасный корм для птиц; 

·         учить детей заготавливать ягоды и семена и использовать их для изготовления эко кормушек;

·         учить детей изготавливать эко кормушки с использованием сосновых шишек;

·         учить детей внимательно слушать, следовать инструкциям педагога, выполнять работу аккуратно;

·         приобщать детей к общественно полезному труду;

Развивающие

·         развивать речь, мышление, внимание, память;

·         развивать общую и мерку моторику;

Воспитательные

·         воспитывать эко культуру;

·         воспитывать любовь к природе;

·         воспитывать желание помочь зимующим птицам;

·         воспитывать умение договариваться при совместном выполнении работы, помогать друг дугу.

Предварительная работа: знакомство с понятием «экология»; знакомство с традициями празднования в России экологического праздника «Синичкин день»; закрепление знаний о зимующих птицах Санкт-Петербурга; знакомство со способами и правилами подкормки птиц в зимний период; изготовление вместе с родителями кормушек из бросового материала, оформление выставки кормушек; сбор ягод боярышника на участке ДОУ;  оформление стенгазеты «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Материалы и оборудование: зерновые культуры (семена тыквы, подсолнечника, просо, овес, греча, рис, пшено), ягоды боярышника, сосновые шишки, желатин, мука, вода, пеньковая веревка; различные емкости для приготовления корма (баночки из-под йогурта, тазики), чайные ложки, подкладные доски, подставки под шишки; тряпочки, влажные салфетки; карточки с условными обозначениями «можно», «нельзя»; стенгазета «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»; выставка кормушек; зашумленные предметные картинки с изображением зимующих птиц. 

Ход ООД

1.Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)

-Гости пришли к нам не просто так, они хотят, чтобы мы научили их делать эко кормушки для птиц. Научим наших гостей? (ответы детей) 

2. Основная часть:

-Ребята, давайте сначала расскажем нашим гостям для чего человек делает кормушки? (ответы детей)

-Зачем нужно подкармливать птиц? В какое время года? (ответы детей)

-Правильно ребята, многие птицы осенью улетают на юг, но некоторые остаются с нами зимовать, вот именно им и нужна помощь человека.

-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей)

-Каких зимующих птиц вы знаете?

Работа с зашумленными картинками: воробей, синица, голубь, ворона

- Посмотрите, ребята, какие птицы к нам прилетели (детям предлагается отгадать, что за птица спряталась на картинке, если возникают трудности, то можно использовать загадки)

Серый маленький комочек:
Чик-чирик — замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет?
(Воробей)

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ........
(Синичка)
Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном!

(Голубь)

Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!

Очень важная персона-

Чёрно-серая

(Ворона)

-Молодцы, ребята, всех птиц узнали.

Физминутка

-А сейчас превратимся в птичек, воробьев-синичек

Птичка-невеличка (Бегают по кругу, в рассыпную, машут руками)

По небу летала

Села на кормушку, (Присаживаются на корточки, пальцами стучат по полу)

Крошек поклевала.

Встрепенулась птичка, (Встают, отряхиваются)

Выпрямила спинку,

Песенку запела,

В домик полетела. (Машут руками)

-Птички-невелички, летите все ко мне.

Работа со стенгазетой и выставкой кормушек

-Зимой птицам трудно самим найти пропитание, поэтому птицы ждут помощи от людей. Если птичка сытая, то она не замерзнет, а вот если голодная, то ей страшны мороз и вьюга. На Руси люди издавна подкармливали птиц зимой. Сейчас в России 12 ноября отмечают праздник «Синичкин день», считается, что именно в этот день птицы начинают прилетать к человеческому жилью, чтобы найти пропитание и пережить трудное время. В этот день люди вешают кормушки для пернатых гостей. Мы с вами тоже готовимся помочь птицам перезимовать. Мы уже многое сделали, чтобы организовать целую птичью столовую на нашем участке. Давайте расскажем нашим гостям, как мы готовимся к встрече птиц (ответы детей)  

-Из чего можно сделать кормушку? (ответы детей)

-Из каких материалов сделаны эти кормушки? (ответы детей)

-Какие кормушки считаются самыми экологичными? (ответы детей)

-Что означает слово «эко»? (ответы детей)

-Молодцы, ребята! Давайте сегодня сделаем эко кормушку из шишки и наших гостей научим? (ответы детей)

Работа за столами (практическая часть)

1.Выбор корма для птиц (тарелочки с ягодами и зерновыми культурами, условные обозначения)

-Ребята, вы уже знаете, чтобы сделать эко кормушку нам надо выбрать корм, который птицам не навредит. Перед вами тарелочки с ягодами и разными зерновыми культурами. Давайте с вами выберем, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. В каждую тарелочку положите условный знак «можно» или «нельзя». Если вы сомневаетесь, то положите два знака, и мы вместе решим полезный это корм для птиц или нет. Наши уважаемые гости тоже будут выбирать полезный корм для птиц (дети и взрослые выполняют задание; после выполнения задания, обсуждается выбор корма и убираются тарелочки с вредным для птиц кормом) 

2.Приготовление теста (тазики, ложки, вода, желатин, мука, зерновая смесь)

-Молодцы, ребята, вы справились с заданием, и наши уважаемые гости тоже молодцы! Теперь давайте приготовим тесто для наших эко кормушек. Ребята, расскажите, что надо сделать? (Дети объясняют последовательность приготовления теста: высыпать зерновую смесь в тазик, добавить разведенный желатин и муку, все хорошо перемешать. Дети и взрослые замешивают тесто)

3.Изготовление эко кормушек (сосновые шишки, пеньковая верёвка, подставки под шишки, тряпочки, влажные салфетки, подкладные доски)

-Ребята, и уважаемые взрослые, сегодня мы будем делать эко кормушку с использованием шишки. Возьмите, пожалуйста, шишки в руки. С какого дерева эти шишки? (ответы детей)

-Правильно, ребята, это сосновая шишка. Давайте, прежде чем сделать из нее эко кормушку, разомнем наши ручки при помощи шишки.

Пальчиковая гимнастика «Шишка»

Раз, два, три, четыре, пять (Перекладывают шишку из руки в руку)

Будем шишку мы катать, (Катают шишку между ладоней круговыми движениями)

Будем шишку мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка

Нам колет ладошки, (Постукивают шишкой ладошки)

Мы покатаем (Катают шишку между ладоней прямыми движениями)

Шишку немножко

-Теперь, ребята, наши ручки готовы выполнить сложную работу. Сейчас надо тестом обмазать шишку, можно при помощи ложки или руками (Дети и взрослые выполняют работу. После выполнения работы готовую кормушку надо поставить в подставку для шишек, убрать рабочее место, вымыть руки)

Дружно птички корм клюют,

Новые кормушки ждут.

Люди, птичек берегите

И почаще их кормите.

-Посмотрите, ребята и уважаемые взрослые, какие замечательные кормушки у нас получились. Осталось подождать совсем чуть-чуть, пока застынет желатин и их можно развешивать на ветках деревьев. Самое главное, что эти кормушки не навредят природе. Птицы склюют зернышки, веревочка сгниет, шишка упадет на землю и вернется в природу.

3.Рефлексия

-Ребята, что мы с вами сегодня делали? (ответы детей)

-Что больше всего понравилось? (ответы детей)

-Что было самым сложным? (ответы детей)

-Как вы думаете, мы научили наших гостей делать эко кормушки? (ответы детей)

-Уважаемые гости, мы надеемся, что вам понравился мастер-класс, который показали наши ребята, и что полученные знания помогут вам организовать птичью столовую на участках ваших детских садов. Мы вам приготовили контейнеры для ваших эко кормушек, чтобы вы могли забрать их с собой.


Автор(ы): Сафронинкова Инна Владимировна
Приложения: