Дисциплина в актерском мастерстве

Кулиев Сергей Сергеевич
Когда ребенок приходит в театральную студию,бывает так, что он не воспринимает эти занятия всерьез. Он не проводит параллель со спортивными тренировками, хотя каждая репетиция -это тоже работа на результат. Многие из занимающихся по началу в этих веселых актерских упражнениях и тренингах не видят серьезной работы и воспринимают как часть игры. На репетициях, где так забавно побегать в роли зайчика или котика, можно ли говорить о серьезном и продуктивном занятии? Позвольте вас убедить в том, что театр-это серьезно, ремесло, которому нужно отдаваться полностью и на каждой репетиции выкладываться по максимуму. 

В наше время актерская профессия весьма популярна. И многие дети мечтают о съемках в кино, свете софитах и красных дорожках. Многие родители хотят,чтоб их ребенок занимался актерским мастерством, ведь это поможет ему в будущем, раскрепостит, с дикцией поможет... И не все понимают, что за этим стоит колоссальный труд. Ведь любое актерское упражнение, которое порой выглядит как увлекательная игра, направленна не только на то чтобы развлечь, но и прежде всего, чему-то научить .Не просто так дети изо дня в день повторяют одни и те же упражнения, 
Когда студия определилась с материалом и приступает к репетиционному процессу- очень многое для ребенка начитает казаться рутинным и монотонным. Ведь теперь, не будет веселых упражнений, забавных игр и увлекательных тренингов. Теперь раз за разом нужно повторять одни и те же сцены, говорить один и тот же текст.

И вот здесь очень важно помнить о дисциплине. Репетиционный период может длиться месяцами, в зависимости от объема и сложности материала. И от каждого участника зависит процесс и успех постановки. Как часто он будет посещать репетиции. Ведь отсутствие актера на сцене может сломать всю мизансцену, затормозить процесс и сорвать все поставленные сроки. Поэтому и родители, и сам ребенок должны понимать, что они ответственны не только за себя , но и за весь коллектив в такое важное время. Ребенок должен посещать все репетиции, даже если сегодня он не участвует в репетируемых сценах или играет второй состав. Его присутствие обязательно. Ведь театр — вещь импровизационная и режиссер всегда может задействовать актера в других сценах или внезапно вернуться к моментам, репетировать которые не планировал. Если же репетирует второй состав, учащиеся всегда могут наблюдать за работой дублера, запоминая указания режиссера, свой текст и нахождение в сцене.

Помимо посещения, ученики должны понимать, что это коллектив, где нет места эгоцентризму, грубому отношению к другим участникам. Здесь все строится на взаимном уважении. Очень трудно играть в одном спектакле, быть искренним с людьми, с которыми находишься в конфронтации. Поэтому не только режиссер, но и каждый участник коллектива должен сохранять атмосферу поддержки, доброжелательности, уважения к мнению другого человека. Каждый должен помнить о чувстве партнерства, ведь как работать в сцене, если ты не доверяешь своему напарнику? Необходимо установить контакт. И для этого нам помогут разные упражнения для актеров. Но об этом чуть позже.

Насколько хорошо ребенок будет запоминать текст и мизансцены. Пьеса может быть небольшой, роль может быть почти бессловесной, но кто не мечтает о главной роли с большим количеством реплик?Для этого просто необходимо тренировать память, ведь объемы могут быть действительно большими! И вот здесь так же важно помнить о дисциплине. Ребенок должен приходить на репетиции подготовленный- знающий свой текст.
Часто бывает так, что ребенок не хочет выкладываться на репетициях, утверждая , что он устал , не в настроении и обязательно сделает как надо на выступлении. Не следует потакать учащемуся в этом, важно убедить его в том, что нужно работать по максимуму на сцене на каждой репетиции. Это как тренировка , каждая из которых делает тебя сильнее, выносливее, увереннее в себе. Только так можно говорить о творческом росте. Только с таким подходом ребенок добьется максимальных успехов в создании образа, снятию зажима, творческих поисках, уверенности в себе. Совладать с волнением на выступлении и сделать все то что отрабатывалось месяцами. И в этом поможет дисциплина!

Раз уж мы говорим о дисциплине, то я бы хотел посоветовать несколько упражнений, которые помогут ее укрепить. 

Тренинг на дисциплину (упражнение на развитие памяти) 

Все участники встают в шеренгу , друг за другом и смотрят перед собой. Последний участник показывает режиссеру 3 любых движения, запоминая их последовательность (движения могут быть любыми, лишь бы не повторялись). После этого он показывает эти три движения человеку впереди стоящему. Тот в свою очередь просит повернуться человека стоящего перед ним и показывает то что запомнил. И так до первого стоящего в шеренге. Тот показывает , что в итоге получилось и мы сравниваем с изначальными заданными движениями. Легко? Но только так кажется. 

Все участники встают в круг. Первый участник, выбранный режиссером, показывает своему соседу одно движение. Сосед должен повторить и добавить свое движение, третий участник повторяет за ними и добавляет свое движение. И так весь круг, пока первый участник, с которого все началось не повторит все движения. 

На чувство партнерства и контакт 

Есть множество тренингов и упражнений ,которые помогают установить контакт , а так же при контакте лучше понимать и чувствовать партнера. Вот одно из упражнений: 

Попросите несколько человек сесть в полукруг. Желательно ,чтобы количество людей было не менее шести .Одного из них попросите выйти из класса. ,чтобы обсудить с оставшимися ,кто из них спрячет ключ .После того как вы определились с человеком ,попросите вернуться ушедшего. Его задача, не произнося не слова и не задавая вопросов ,пройти мимо каждого ,внимательно смотря ему в глаза. После того ,как эта задача выполнена, человек должен угадать у кого же спрятан ключ. Если человек внимателен и действительно пытается вступить в контакт-результат всегда положителен, человек без труда угадывает у кого спрятан ключ.

Это одни из многих упражнений, которые помогут в ребенку развивать нужные качества, работать над своей дисциплиной, ясно видеть цель и задачи в репетиционном процессе


Автор(ы): Кулиев Сергей Сергеевич
Приложения: