Формирование сознательного и творческого отношения обучающихся
к труду на занятиях по внеурочной деятельности

Каплунов Сергей Владимирович

Развитие индивидуальных и творческих способностей, целостного понимания картины мира у современных подростков являются важными задачами, которые учитель технологии планирует на каждом уроке. Говоря об эффективности обучения, нельзя забывать о повышении роли мотивации в собственной трудовой деятельности. Творческие методы обучения как раз и являются одними из тех мотиваторов на уроках практического труда. При выполнении индивидуального творческого проекта обучающийся может получить полезные изделия для себя самого и для своего дома. Труд помогает организму человека находиться на  высоком уровне жизнедеятельности, положительно влияет на состояние центральной нервной системы. Наряду с этим трудовая деятельность доставляет огромную внутреннюю духовную силу, радость жизни, удовлетворённость, а также повышает чувство собственного достоинства. Труд в часы досуга, вызванный желанием изготовить что-то полезное для себя, бабушки, мамы или друга, имеет всеобщую ценность. Такой труд всегда для обучающихся в радость, так как имеет приятный отклик - благодарность за самоделки со стороны взрослых и сверстников.

Индустрия деревообработки в России всегда занимала и занимает одно из важных мест в мире производства. В связи с этим, считаю, что деревообработка как раз и является той самой подходящей технологией, так как требует сочетания зрительно-моторной координации, умения решать проблемы, повышенного внимания к процессу изготовления продукта труда. Так же считаю возможным для обучающихся на любви к деревообработке при творческом подходе появление перспективы зарабатывания средств. Конечно, станки с ЧПУ позволяют производить любые изделия с высочайшим качеством, но только после того, как это будет придумано и создано инженером-технологом: идеальные для каждого случая пропорции, линии, размеры и формы. Заменить человека-творца, пока ещё, не может даже самый совершенный компьютер.

Древесина - это один природных, конструкционных, натуральных, органических и экологических материалов, представляющий собой сложную волокнистую ткань древесных растений. Древесина является и самым древним строительным материалом человечества. На протяжении тысячелетий умения и навыки обработки древесины передаются из поколения в поколение, что и приводит к выдающимся достижением в этой области. Дерево в быту всегда занимало более значительное место чем камень. Из дерева изготавливали не только архитектурные сооружения, но и интерьеры жилища, мебель, посуду, игрушки, предметы труда и т.п.

 

Обработку древесных материалов производят двумя способами:

l  с нарушением волокон (пиление, строгание, фрезерование, долбление, сверление)

l  без нарушения волокон (гнутьё, прессование)

Наиболее распространённый метод - это резание со стружкообразованием. Резание без стружки - это изготовление шпона на лущильных станках, раскрой шпона, раскалывание. Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства. Древесина с древних времён была материалом, позволяющим изготавливать сакральные предметы от амулетов и оберегов до резных ставен. Народные промыслы по дереву ценятся очень высоко и в наши дни. У каждого мастера можно выявить уникальный почерк. Вот как раз этому увлекательному умению можно посвятить внеурочные занятия по предмету «Технология».

Целью данной статьи является помощь учителям и детям на занятиях по внеурочной деятельности. Художественное выпиливание развивает художественный вкус , точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке дерева или фанеры, помогает овладеть умением использовать различные инструменты в работе с древесиной. Как показывает опыт работы, системный подход к художественному выпиливанию развивает инициативу и творчество, активизирует мысль обучающегося. Процесс выпиливания затягивает, так как вкладывается личный труд. Готовый продукт оценивается как собственное произведение. Если ученик вкладывает что-то своё, свои поправки, меняет конструкцию или рисунок орнамента, фантазирует, выдумывает, то такое изделие ему особенно дорого и дома оно находится на самом почётном месте. По-моему, это очень серьёзный факт на пути к полезному труду, радость от которого запоминается подростку надолго. Творчество - процесс сугубо индивидуальный. Его развитие порой занимает годы. Человек начинает видеть прекрасное, развивается эстетически, учится ценить и уважать не только свой, но и чужой труд.

В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толщиной 3-5 мм, причём она должна быть высокого качества. Перед нанесением рисунка с кальки следует проверить этот кусок фанеры на предмет «пустот» и «неровностей», сучков, иначе при  выпиливании получатся дефекты.

Инструменты:

l  Металлический лобзик - представляет собой рамку, напоминающую букву П, на свободных концах которых размещены винтовые зажимы и деревянная ручка. Обязательное условие - натяжение закреплённого полотна (пилки). Зубья полотна наклонены в сторону ручки. Хорошее натяжение пилки обеспечивает нормальную работу лобзика, т.е. точное следование пилочки по следу нанесённого на фанеру рисунка, что является обязательным условием при выполнении выпиливания.

l  Тонкое шило с ручкой. Этот инструмент необходим для выпиливания внутренних контуров орнамента. Им проделывают отверстия для пилочки (или используют дрель с диаметром сверла 2 мм). Отверстие следует размещать в середине выпиливаемого контура и не близко к линии контура, чтобы мелкие трещины вокруг отверстия были удалены от линии пропила.

l  Небольшие напильники (надфили) со средней насечкой (плоские, круглые, овальные, трёхгранные). Используют для зачистки краёв внешних и внутренних пропиленных контуров. Движение напильником проводим под острым углом.

l  Молоток массой около 200 гр

l  Плоскогубцы

l  Столярный набор: упорная дощечка, струбцина.

Упорная дощечка (15 мм) прикрепляется к верстаку. Верхняя сторона дощечки шлифуется деревянным бруском (100 х150 мм), обёрнутым шлифовальной бумагой.

l  Острый нож

l  Циркуль

l  Линейка

l  Острозаточенный карандаш

Следует придерживаться правил выпиливания рисунков и орнаментов.

1.        Держите лобзик вертикально.

2.        Свободной рукой поворачивайте фанеру так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку. Пилочка должна находиться всё время в круглом отверстии упорной доски.

3.        Если поворот крутой, проделать несколько «холостых» движений лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру.

4.        Начинайте выпиливание со средних контуров с учётом того, чтобы был запас поля не более 10 мм за внешним контуром.

5.        Проводить работу при хорошем освещении, чтобы избегать ошибок и сходов с линии рисунка.

6.        Сидеть, держа спину прямо при работе с лобзиком.

7.        Обязательно проводить перерывы через каждые 20-30 мин., в зависимости от возраста обучающегося.

8.        Убирать пыль и работать в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе.

9.        Надевать халат или передник для защиты одежды от опилок.

10.    Чтобы после сборки детали прочно держались, необходимо выпилить отверстия для шипов исходя из толщины взятой фанеры. При сборке шип должен входить в паз с лёгким усилием.

11.    Выпиленные и зачищенные детали сначала соединяют без клея для проверки правильности изготовления.

12.    Собранное на клею изделие лучше связать прочной нитью и положить на просушку. Использовать светлые сорта клея, быстросохнущие, не оставляющие пятен.

13.    По желанию изделие можно красить, лакировать, полировать. Отдельные детали можно украсить электровыжигателем, нарисовав предварительно орнамент.

В заключении статьи хочу отметить, что оценочная деятельность результата труда основывается на общей культуре учителя и умении обучающегося проводить самоанализ этапов работы (т.е. выделить трудности при выполнении проекта) и собственную оценку полученного результата труда. Прививая подросткам высокую требовательность к себе и окружающим, учитель поощряет ценность личности ученика для самого себя и для окружающих. Поощрение мотивов трудовой деятельности, подчёркивание ценности индивидуального своеобразия, с которым обучающийся подходит к заданиям, проявляя свои лучшие духовные качества - бескорыстие, самоотверженность, великодушие - это и есть та необходимая область воспитания, способствующая формированию личности, обладающей чувством ответственности и совестью, достоинством и честью.

Успешное овладение указанными выше практиками добавит в жизнь подростков ещё один новый опыт.


Автор(ы): Каплунов Сергей Владимирович
Приложения: