Психологические особенности младших школьников
и их развитие в период обучения

Колпакова Ирина Викторовна,
учитель ГОУ СОШ № 570
Невского района Санкт-Петербурга 

I.Общая характеристика младшего школьника и его учебной деятельности.

а). Духовный мир человека раскрывается наукой.

Первобытные люди представляли, что в растениях и животных, в явлениях природы живут духи, которые действуют по своим побуждениям, принося людям добро и зло. Это было первое представление о душе человека. Позже Аристотель, философ Древней Греции, говорил, что у растений есть растительная душа, обладающая свойством жить и умирать, а у животных- животная душа, которая проявляется в движениях, и лишь человек обладает мыслящей душой и, лишь он способен к разумным действиям, к мышлению. Позже споры ученых привели к возникновению двух философских направлений: идеалистического и материалистического. Философы-материалисты утверждали, что в развитии жизни материальный мир является начальным, исходным. Духовный мир человека- следствие развития материального мира; он вторичен.  Диалектико-материалистическая концепция сознания связана с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Принципиальная их позиция по вопросу о природе сознания сформулирована так: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием... а бытие людей есть реальный процесс их жизни». А это значит, что не сознание определяет бытие и конституирует мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, которое есть проявление «действительной жизни», «действительного производства непосредственной жизни». Диалектико-материалистические принципы анализа сознания состоят в том, что, во-первых, до, вне реального процесса человеческой жизнедеятельности сознание не формируется, во-вторых, сознание по исходу не есть теоретико-познавательное отношение к миру, ибо люди не начинают свою жизнедеятельность с теоретического отношения к предметам внешнего мира. Сознание определяется жизнедеятельностью индивидов, которая начинается с того, чтобы «есть, пить и т.д., т.е.... активно действовать, овладевать при помощи действия предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности». В этом процессе и рождается сознание, которое по исходу не есть "нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе". Диалектико- материалистическое учение о психике утверждает следующее:

- психика - это субъективное отражение мозгом человека объективного мира, действительности;

- процесс психического отражения- активный процесс познания человеком окружающего;

- высшей формой психики является сознание, которое присуще человеку.

б). Объективная психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

В семь лет ребёнок в нашей стране поступает в первый класс школы и становится школьником. К школьному обучению он психологически готов: свежесть восприятия, любознательность, яркое воображение. Внимание относительно длительное и стойкое. Достаточно развита и память ребёнка. Конечно, он легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, связано с его интересом. Относительно хорошо развита у семилетнего ребёнка наглядно-образная память. Есть все предпосылки для развития словесно-логической памяти. Словарь семилетнего ребёнка позволяет ему строить свою развёрнутую устную речь, связно излагать свои мысли. Он может уже делать элементарные умственные операции, такие как сравнение, обобщение, пробует делать первые выводы. Наблюдается настойчивость, первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребёнок может управлять своими чувствами, производить самооценку своих отдельных действий и поступков. Всё это является важной предпосылкой к тому, что ребёнок в семь лет готов к школьному обучению.

в). Субъективная психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Семилетнему ребёнку свойственно желание и стремление учиться в школе. Он понимает, что определённая категория взрослых будет его обучать и воспитывать и готов усердно выполнять их предписания. Одни дети рвутся в школу, другие идут в школу охотно, но сдержанно и настороженно, третьи не очень стремятся, боясь потерять привычный коллектив и уют детского сада на неизвестный новый детский коллектив.

г). Анатомо-физиологические особенности младшего школьника.

Учителю необходимо учитывать то, что в начальной школе учебная деятельность очень тесно связана с состоянием здоровья и физическим развитием ребёнка. В 7-11 лет ребёнок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Режим учения и отдыха надо соблюдать, чтобы не переутомлять младшего школьника. На каждом уроке всю начальную школу надо обязательно проводить физкультминутки. На переменах обязательно проветривать классное помещение. Вводить занятия физкультурой и во время внеурочных занятий. Правильное физическое развитие позволяет ребёнку заниматься 4-5 часов в сутки.

д). Учение-серьёзный труд.

С поступлением в школу у ребёнка резко меняется его уклад жизни: основной его деятельностью становится учение. Учение - это серьёзный труд, требующий дисциплины, организованности, волевых усилий со стороны ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает противоречие между постоянно растущими требованиями со стороны учителя, учебной работы, коллектива к личности ребёнка, к его вниманию, памяти, мышлению. Требования нарастают и уровень психического развития ребёнка постоянно подтягивается к их уровню. Школьные программы и учебники современной начальной школы способствуют развитию у младших школьников активного, самостоятельного мышления, познавательных способностей, не травмируют психику. Процесс развития отношения к овладению знаниями строится следующим образом:

Сначала у ребёнка возникает потребность стать школьником. Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний и первые учебные дни многие первоклассники воспринимают как занимательную новую для них игру. Они даже готовы старательно учиться, не задумываясь о том. Зачем им это надо.

Через 2-3 недели наступает критический момент, когда праздничная атмосфера заменяется на деловую, будничную. Ребёнок начинает понимать, что учение-это труд, порою огромный труд. Требующий волевых усилий, мобилизации, внимания, сосредоточенности, самоограничений.

II. Развитие психологических особенностей младших школьников в период обучения.

а). Развитие ощущения и восприятия.

Психические процессы познания окружающего мира-ощущение и восприятие- в первую очередь стимулирует учебный процесс у младших школьников. Младшему школьнику присуща острота и свежесть восприятия. Он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь. Наиболее характерная черта восприятия- его малая дифференцированность. Вот почему ребята иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы, слова, изображения сходных предметов. Несмотря на это, учащиеся 1-2 классов могут анализировать, вычленять детали. Но углублённый, целенаправленный анализ при восприятии у них слабоват. Например: учащимся учитель показал красочное изображение белок, позже убрала и предложила их нарисовать. Позже выяснилось. Что первоклассники очень многого не заметили. Хотя рассматривали её с огромным интересом: они спрашивали есть ли у белки усы, брови, какие уши и т.д. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее, по сравнению с схематическими изображениями. В процессе обучения восприятие перестраивается и принимает характер целенаправленной и управляемой специфической деятельностью. Восприятие усложняется, углубляется, становится более анализирующим и принимает характер организованного наблюдения.

Игра «Акварельки»

Цель: развитие цветового восприятия

а) Ход игры: выбирают водящего, все встают на одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.

б). Развитие внимания.

У учащихся младшего школьного возраста произвольное внимание слабое. Намного лучше развито непроизвольное внимание. Всё, что яркое, новое, интересное запоминается ребёнком как бы само собой, без особых усилий с его стороны. Непроизвольное внимание становится устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью. Яркостью и вызывает у школьника эмоциональное отношение. Следовательно, важным условием организации внимания у младшего школьника является наглядность обучения: иллюстрации, видеосюжеты, демонстрация интернет-уроков, макетов и т.д. Возрастной особенностью внимания младших школьников является и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и второклассники не умеют длительно сосредотачиваться, их внимание легко отвлекается - вот почему работа не сделана в срок, пропущены буквы в словах, затормаживается ритм работы. Сохранить внимание учащиеся могут в течении 30-35 минут. Физкультминутки на уроках в 45 минут просто необходимы. Произвольное, устойчивое, концентрированное внимание развивается благодаря самому процессу обучения, которое требует от ребёнка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности идёт развитие произвольного внимания.

Игра « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

а) Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.). Затем назначается новый командир и т.д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

б) Развитие памяти.

Память у младших школьников под влиянием обучения развивается в двух направлениях: наглядно-образная память и словесно-логическая. В ходе обучения увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью. Школьники 1 и 2 классов склонны к механическому запоминанию путём простого повторения материала, правила. Они часто стараются передать содержание правила, сделать пересказ произведения словами учебника, а не своими словами. Если учащийся разовьёт умение осознавать и дифференцировать задачи запоминания, то он сможет организовывать и управлять запоминанием.

 Игра «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

а) Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т.д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 человек.

б). Развитие воображения.

Воображение - это психический познавательный процесс. В период обучения совершенствуется воссоздающее воображение, которое связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой. Кроме воссоздающего воображения дальнейшее развитие получает творческое воображение, как создание новых образов. Творческое воображение связано с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта и соединением их в новое сочетание, комбинацию.  И всё чаще в воображении младшего школьника создаются образы, которые не противоречат действительности, что связано с развитием способности ребёнка к критической оценке.

Игра «Закорючки»

Цель: развитие воображения

а) Задание: Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

б). Развитие мышления.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к большой перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные и регулируемые процессы. Ребёнок семи-восьми лет мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений; у него конкретное мышление. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Младший школьник начинает делать первые обобщения, выводы. Строить элементарные умозаключения. Начинают постепенно формироваться научные понятия.

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

«Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

«Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника».

«Составить два разных квадрата из 7 палочек».

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

«В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника».

«В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».

«Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».

«Кто без чего не обойдётся».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

в). Развитие аналитико- синтетической деятельности.

В начале младшего возраста аналитико-синтетическая деятельность ещё весьма элементарна. Умственный анализ младших школьников проходит последовательно два уровня. На первом уровне происходит анализ по представлению, когда идёт выделение явных, наглядных, внешних признаков. На втором уровне идет анализ на основе понятий, и следовательно, он связан с выделением внутренних, существенных признаков и свойств. Такой абстрактный умственный анализ можно увидеть уже у второклассников. Аналитическая деятельность младшего школьника развивается от наглядно-действенного к абстрактно-умственному анализу. Для развития причинно- следственного мышления надо сделать так, чтобы обучающиеся начальной школы не просто заучивали причинно-следственные отношения и зависимости, а понимали их, осознавали внутреннюю связь между явлениями. Многие школьники постепенно начинают демонстрировать достаточно высокий уровень способностей к обобщению, абстракции, к овладению знаниями научного, теоретического характера.

Игра «Ну-ка, угадай-ка»

Цель: развитие синтеза.

Описание игры: ведущий описывает предмет, называя его признак, а дети должны отгадать:

- плавает, но не рыба…, -колючий, но не зверь…, круглый, но не игрушка…

Игра «Кто главный герой?»

Цель: развитие анализа.

Описание игры: учитель читает произведение, а учащиеся должны обозначить главных героев и дать им характеристику.

 

III. Учителю необходимо знать особенности и законы психологического развития младшего школьника.

На протяжении всей многовековой истории развития человечества старшее поколение воспитывало и обучало младшее. На всех этапах общественно-исторического развития главной задачей педагога было воспитание у детей таких способностей и черт характера, которых требовало от молодого поколения современное им общество. При всём многообразии индивидуальных различий, с которыми встречается учитель в классе, знание общих законов психического развития, общих признаков и особенностей разных темпераментов, условий рационального усвоения учебного материала, путей формирования мышления, чувств, воли и т.д. даёт учителю возможность более уверенно вести свою работу по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Теоретические знания помогают учителю в его творческой деятельности, делая творческие поиски более обоснованными, строго целенаправленными, системными.

Литература

1. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.

2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. 14-19 с.

3. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста// Издательство Флинт,2015.- 298 с.
4. Кулагина И. Ю.  Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. 

5. Крутецкий, В.А. Вопросы психологии способностей школьников [Текст] / В.А Крутецкий. – М. : Академия, 1998. – 298 с.

6. https://studopedia.ru/6_33437_dialektiko-materialisticheskaya-kontseptsiya-soznaniya.html

7. https://www.labirint.ru/books/144477/

8. https://studfile.net/preview/7691525/page:3/


Автор(ы): Колпакова Ирина Викторовна
Приложения: