Конспект занятия по рисованию 

«Русская березка»

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи: знакомить детей с историей национальной культуры, расширять представления о живописи, формировать эмоциональную отзывчивость, вызвать интерес к творчеству, совершенствовать полученные знания, художественные умения и навыки в собственном творчестве, развивать образное эстетическое и художественное восприятие.

Материалы: презентация, бумага, краски (на выбор)

Предварительная работа

Наблюдение за деревьями

Игра малой подвижности «Елка, береза, дуб» (на внимание), 

Физкультминутка «Мы березку посадили»

Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы весною в парк пришли» (хоровод)

Чтение сказки «Как Коза избушку построила»

Беседа о березе (строение, особенности)

Разучивание стихов («Люблю березку русскую»), песен («Во поле береза стояла»)

Беседа о символах России

Знакомство с репродукциями картин художников – пейзажистов (Шишкин, Левитан, Куинджи)

Знакомство с русскими народными традициями, праздниками

План:

  1. Организационный момент – игра «Мы весною в парк пришли»
  2. Основная часть – презентация
  • Символы России
  • Беседа о березе
  • Картины художников

Физкультминутка «Мы березку посадили»

  1. Практическая работа – рисование березовой рощи
  2. Заключительная часть – рефлексия

Содержание:

Колокольчик зазвонил,

В круг собраться пригласил.

Игра – хоровод

Мы весною в парк пришли,

Хоровод наш завели.

Раз – осинка, два – дубок,

Вот – березка, вот – кленок.

Свежий ветер прилетел,

По ветвям прошелестел.

За сосну он зацепился,

Сразу стих, остановился.

Посмотрите, между кленов

Показался дом зеленый.

Вышли прямо мы к детсаду,

Нас встречают, все нам рады!

И мы рады гостям. Давайте всех поприветствуем и пройдем на стульчики.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Дорогие ребята! Мы с вами живем в замечательной стране – России. 

Заканчивается весна и приближается государственный праздник в июне.

Кто из вас знает какой? («День России»). Какого числа наша страна будет его отмечать? (12 июня) 

Какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн)

А какие неофициальные символы России - ассоциации вы можете назвать? (матрешка, балалайка, валенки, самовар, медведь, береза, шапка-ушанка, хохлома)

Отгадайте загадку и узнаете, о каком символе России сегодня пойдет наш разговор.

  • Загадка: 

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит под горой (береза)

Песня «Во поле береза стояла» (фрагмент)

Кто из вас узнал эту русскую народную мелодию? Как называется песня?

Воспитатель:

Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы живем.

И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем…

 Из всех деревьев русского леса всех милее березка.

Как ласково можно назвать березу? (березка, березонька)

Давайте подберем как можно больше слов. Береза какая? (стройная, красивая, белоствольная)

Ребята, что вы знаете об этом дереве? 

  • Стих (Марианна) 

 Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

(Дети рассказывают по очереди с опорой на картинки)

  • Береза – символ красоты русской природы
  • Береза – неприхотливое растение. Весной на березе появляются «сережки»
  • Белая кора березы называется береста. Из нее можно изготовить лапти, туесок. Раньше на бересте писали. 
  • Из березы делают мебель. 
  • Из березы делают веники для бани.
  • Дегтярное мыло делают из бересты
  • Березовые почки обладают целебными свойствами. 
  • Березовый сок можно пить. 
  • Черные полоски на стволе называются чечевички, через них дерево «дышит»
  • Троица – праздник русской березки
  • Береза – символ России

Деревья украшают нашу землю, приносят пользу. Поэтому люди сажают деревья.

Аня читает стих «Береза» 

Белоствольная береза – 

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

Физкультминутка

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили.

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Художники часто прославляли березу на своих полотнах.

Кто из вас помнит, как называется изображение природы? (пейзаж)

И. Левитан «Березовая роща»

Посмотрите внимательно на экран. Кто из вас узнал картину? (автор, название)

Что изобразил художник? (густая зеленая высокая трава, крепкие стволы белых берез, полянка, освещенная солнечным светом, луговые цветы)

Как вы думаете, почему художник изобразил этот момент? (очарован красотой березовой рощи)

И. Шишкин «Березовая роща»

Кто из вас узнал эту картину? (автор, название)

Какие деревья изображены на этой картине? (старые)

Что хотел показать художник? (красоту леса целиком)

Люди приходят и уходят, а вечная красота природы остается.

А. Куинджи «Березовая роща»

Какой день запечатлен на этой картине? (радостный, томительный, солнечный)

Какой вам кажется здесь природа? (зачарована, неподвижна, заколдована)

Мы с вами как будто побывали в трех березовых рощах. Картины написаны на одну тему, а воспринимаются по-разному.

Каждый художник нашел свой мотив, свои средства выразительности.

Какая же красивая у нас природа! 

Ребята, сколько всего интересного вы знаете о русской березке.

А давайте ее нарисуем? Каждый создаст свой образ этого прекрасного дерева и будет у нас своя березовая роща.

Постарайтесь передать в своем рисунке всю любовь русского народа к этому дереву.

Итак, можно выбрать разный размер и формат листа (А4, А3, круг, квадрат, прямоугольник)

Лист бумаги можно расположить вертикально или горизонтально в зависимости от  композиции. Это может быть одинокая березка или две подружки-березки.

С чем можно сравнить дерево? (С рукой человека – внизу ствол толще, вверху тоньше, ветки расположены в верхней части)

Какую особенность имеют ветки? (направлены вниз) 

Ствол? (белый с темными полосками)

Как изобразить крону? (пятном, мазками)

Какие оттенки зеленого лучше использовать для передачи молодой зелени? (светло зеленый – салатовый)

Обратите внимание на последовательность рисования березы.

Чем можно дополнить свой рисунок? (цветы, ручей, птицы, солнышко)

Художественные материалы выбирайте по своему желанию (гуашь, акварель, мелки, пастель)

Упражнение с массажными мячиками

Творческая работа под музыку. Воспитатель при необходимости комментирует работу детей, помогает, советует.

Какие красивые работы у вас получились! Давайте их рассмотрим.

Рефлексия:

Марк, скажи, пожалуйста, какие художественные материалы ты сегодня использовал в работе?

Аркадий, какая березка нравится больше всего и почему?

Ребята, кто из вас хочет прочитать стихотворение про березку?

Алиса, какой рисунок тебе кажется наиболее удачным? Почему ты так думаешь?

Кто помнит, картины каких художников мы сегодня рассматривали?

Аня, какой праздник будет отмечать вся страна 12 июня? (день России)

Воспитатель:

В детском садике узнали

Вы прекрасные слова.

Их впервые прочитали:

Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето,

Станет золотой листва.

Озарятся новым светом

Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит,

Льется с неба синева.

Пусть всегда живут на свете

Мама, Родина, Москва!

 


Автор(ы): Овчарова Наталья Олеговна
Приложения: