Дидактические игры как средство речевого развития
детей младшего дошкольного возраста

Стратонова Елена Игоревна

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,  имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,  прежде всего, в игре…». 

Макаренко А. С. 

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Чем богаче и правильнее у ребенка  речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Гораздо успешнее это осуществлять используя игры. Так как в дошкольном игровая деятельность является ведущей.                  

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.

  Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и
развития, используемое при усвоении любого программного материала.

  Специально подобранные игры и упражнения дают
возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок
получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические
категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире,
развивать словесное творчество, развивать коммуникативные  навыки.

Итак, рассмотрим методы
накопления содержания детской речи детей:

Первая группа включает методы:


непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского
сада, целевые прогулки и экскурсии;

– опосредованного
ознакомления с окружающим и обогащение словаря:- рассматривание картин с
малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и
видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая  группа включает  методы,
направленные на закрепление и активизацию словаря детей:
– рассматривание игрушек;


рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;
– дидактические игры и упражнения.

Основные задачи развития
речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование
грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого
высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к
возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы
обучения.

Особенностью словарной работы является то, что она
неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об
окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные,
наглядные, игровые.

Широко применяются словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное
проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

1. Речевой образец – правильная,
предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для
подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он
произносится чётко, громко и неторопливо.

2. Повторное проговаривание – преднамеренное
многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова,
фразы) с целью его запоминания.

3. Объяснение – раскрытие сущности некоторых
явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов,
для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе
наблюдений и обследований предметов.

4. Указания – разъяснение детям способа
действия для достижения определённого результата.

5. Вопрос – словесное обращение, требующее
ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть
констатирующими – “Кто? Что? Какой? Какая? Где? Куда?” и поисковыми,
требующими установления связей и отношений между явлениями – “Почему?
Зачем? Чем похожи?” вспомогательные вопросы бывают наводящими и
вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного
материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.

Игровые приёмы могут быть словесными и
наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы
речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым
повышают речевую активность детей и результативность занятий. 
Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и
приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный
метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.

Рекомендации, направленные на обогащение и активизацию
словаря детей 3-4 лет в игровой деятельности.

1) Когда игровую
задачу ставит перед детьми не воспитатель, а например: кукла, повышается умственная
и словарная активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша
– кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда
вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры,
может быть, и ранее известные детям, например “Что изменилось?”, но
эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать
воображение. 
В игровой занимательной форме происходит активизация и
обогащение словаря дошкольника.

2) Игры с предметами
(игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные
игры – все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря
дошкольников.

3) В младшем
дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что
соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

4) Детям младшей
группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как
малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. Сравнивая
предметы, дети называют одинаковые их части, признаки и отличительные
особенности. Например, дидактическая игра: « Что лишнее?».

5) Учитывая
индивидуальные особенности детей, группе организуются центры по развитию речи:
театрализованный уголок, центр игр – драматизаций, центр дидактических и
речевых игр.

6) Для мотивации
детей к деятельности используются проблемные ситуации, включая сказочных
персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление
связей в природных и социальных явлениях, схемы – модели, дидактические и
печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас
детей, добиться употребления его в активной речи. 

7) Обогащение и
активизация словаря детей 3-4 лет происходит во время прогулки и экскурсии. В
процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми дети
знакомятся с понятием живой – неживой природы.

8) Словарная работа
с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
В дошкольном возрасте целесообразно формировать такие родовые понятия, как
мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым
становится умение самостоятельно находить существенные признаки, обобщать и
выражать результат обобщение в речи.


Автор(ы): Стратонова Елена Игоревна
Приложения: