Конспект занятия в старшей группе с ОНР

Весна - Красна

 Мельникова Лариса Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ № 67
Кировского района Санкт-Петербурга

 Задачи:

- Расширять представления детей о весне, ее признаках.

- Развивать логическое мышление, память, внимание и воображение.

- Учить устанавливать причинно- следственные связи о перелётных птицах, насекомых, цветах в весенний период.

- Активизировать познавательную деятельность детей.

- Воспитывать любовь к родной природе и восхищаться её разнообразием.

- Способствовать развитию любознательности и самостоятельности.              

 Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!

Воспитатель. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто прошёл так тихо-тихо?Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемоттихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,тихо вышли из земли

И повсюду тишина, это значит тампрошла весна.

На экране картина Весны (в женском образе)

В старину говорили такие слова…. Весна красна! В гости просим! Принеси с собой…, например, просили: Принеси весна нам пение птиц. Давайте каждый из вас попросит, что – ни будь у весны.    

Дети просят весну принести: хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, теплый ветерок, тюльпаны, подснежники, …

Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется там? (под столом прячется плюшевый медвежонок). — Дети, кто это? (Медвежонок)

- Он хочет что-то нам рассказать. Оказывается, медвежонок недавно родился и вышел из берлоги. В лесу птицы поют про какую — то весну, про цветы. А что это такое, он не знает.

Что же делать? Вы хотите помочь медвежонку? Расскажем о весне? 

Он видел, как в лесу сорока летала с микрофоном и что-то спрашивала у зверей и птиц. Медвежонок предлагает нам тоже поиграть с микрофоном. Мы будем ему рассказывать о весне в микрофон.

В: Проня, какие весенние месяцы ты знаешь? (март, апрель, май)

В: Никита, какой первый месяц весны? (март) Какой он бывает? (морозный, холодный)

В: Саша,а какой второй месяц? (апрель)

В: Аврора, что происходит в апреле? (тает снег, бегут ручьи, сосульки)

В: Аня, как называется третий? (май)

В: Миша, что в мае происходит? (наступает тёплая погода, распускаются цветы, на деревьях распускаются почки, ярко светит солнце)

В: Вот, Мишутка, как наши дети много знают про весну.

В: Наш медвежонок шёл к нам по майскому лесу, давайте и мы пройдём его путём,

Физминутка "Мишка"

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки (присели на корточки, «роют» землю лапкой)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

На экране поляна с подснежниками и мать-мачехой

В: Смотрите, наш медвежонок пришёл на полянку. Расскажите мишке, что растёт на полянке? (полянка с подснежниками и мать – мачехой.) Кто из вас вспомнит, каким, одним словом называют эти цветы? Как вы думаете, почему эти цветы, называются первоцветами?

В: Все цветы, мишутка, выросли благодаря весне. Дети, а что помогает весне делать такие чудеса?

Дети - Солнце.

На экране появляется солнце

Хотите рассказать мишке про солнце и поиграть с ним в игру «Ассоциации». (дети встают в круг, передают мишку друг другу)

 

В: Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

В: Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

 В: Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

В: Солнце веселое, как… (песенка, клоун)

 В: Солнце теплое, как … (печка, рукавички, свитер).

 В: Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда).

 В: Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Звучит звукозапись «Голоса птиц»

В: Дети, расскажите медвежонку, чьи это голоса?

Дети: Это поют птицы.

В: отгадайтезагадку:

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь и зовется птица грач.

В:Почему в народе говорят: «Грач весну открывает?»

Дети: Потому что грачи прилетают первыми.

В: Да они прилетают первыми и начинают вить гнёзда.

Воспитатель: Мишка принёс много разного материала для птиц, чего тут только нет. Покажите ему, что понадобится птицам для постройки гнёзд.

Игра «Помоги грачу построить гнездо»

Из разного материала отобрать тот, который нужен для построения гнезда.

(Материал: нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки, трава, пёрышки, пуговицы, мелкие игрушки, винтик, стекляшка и т. п.)                 

P.S. лучше брать столько предметов, сколько детей.

 

В: Отгадайте ещё загадку:

На шесте – дворец, во дворе - певец, а зовут его - … (Скворец).

На экране скворец.

В: Медвежонок спрашивает, как называется его домик? Кто строит ему скворечник?

В: Давайте и мы построим уютные домики для скворцов.

Дидактическое упражнение «Скворечник»

Дети в парах выкладывают скворечники из счетных палочек на столе по образцу.

В: Ещё одна загадка:

Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко, значит дождик где-то близко.(Ласточка)

На экране ласточка просит рассказать медвежонку из чего и где строят свой домик ласточки.

Д: Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится из комочков размокшей глины и земли после дождя.

В: Какие еще птицы возвращаются весной из теплых стран? (гуси, утки, журавли)

В: Расскажите мишутке, где строят свои гнёзда дикие утки

Д: На воде, в камышах

В: У медвежонка есть рисунки разных птиц и их домиков. Он просит помочь разобраться, где чей домик. Поможете? Тогда возьмите у него листочки и проведите линии от птиц к их домику.

Мишка: А ещё в лесу говорят про насекомых. Вы знаете, каких-нибудь полезных насекомых?

На экране пчела, затем цветы, мёд.

- А пчела это полезное или вредное насекомое? Почему? (Пчелы опыляют цветы, дают людям мед).

- Каких еще полезных насекомых вы знаете? (Бабочка, муравей, божья коровка)

- Какую пользу они приносят? (Бабочки опыляют цветы, украшают природу. Муравьи разносят по лесу семена многих растений и собирают опавшие иголки, божьи коровки едят тлю, которая портит деревья)

- Каких вы знаете вредных насекомых? (Муха, комар, личинка бабочки - гусеница) Чем они вредны? (Муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар больно кусается)

- Вы сказали, что муха, комар, – не полезные, для кого они не полезные? (для человека). Как вы думаете, для кого они могут быть полезными? (для птиц). Вот видите, как в природе всё взаимосвязано.

В: Весна замечательное время года, здесь столько происходит чудес!

А хотите сами побыть волшебниками? Тогда давайте сделаем клумбу из фиолетовых фиалок. У нас есть стаканчики с водой и краски, но фиолетовой краски нет, есть только красная и синяя, что же делать?

Д: Надо смешать синюю и красную и получится фиолетовая.

В: Я говорю волшебные слова …, начинайте своё волшебство!

(дети смешивают в вырезанных стаканчиках краски)

В: А теперь несите свои фиалки на зелёную полянку, пусть такой красотой полюбуется медвежонок и наши гости, ведь именно весной в природе происходит столько интересного и удивительного!

Итог:

Мишка хочет ещё раз услышать ваши рассказы о весне, что бы лучше запомнить.

- Проня, назови, какие ты знаешь весенние месяцы

- Андрей, вспомни, каких птиц мы сегодня вспоминали? Как все эти птицы называются одним словом? (перелётные)

- Никита, что нужно птицам для постройки гнезда?

- Аня, какое насекомое тебе больше нравится? Почему?

- Миша, что ты любишь весной? Поделитесь с мишуткой своими впечатлениями, какое весной бывает настроение?

- Аврора, что было бы, если бы не наступила весна?

- Какие первоцветы вы знаете?

ВМишка говорит вам «спасибо» за то, что вы были очень внимательными и активными, многое ему рассказали.

В: В каждом человеке прячется весна, если ты печальный - значит, спит она.

Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам -

Это, значит, в вас весна вылезла наружу!

И я хочу пожелать вам и нашим гостям голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.

     А медвежонок, за ваши интересные рассказы принёс из леса гостинцы.


Автор(ы): Мельникова Лариса Геннадьевна
Приложения: