Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Cнежная сказка»: с использованием технологии интегрированного занятия: познавательная, речевая и художественно-эстетическая деятельность и игровых технологий (дидактическая, подвижная и организация режиссёрской игры) 

 

Конспект составлен Соколовой Е.В.

 

Воспитатель высшей категории, ГБДОУ д/с №76 Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

Цель – формирование интереса к познанию природы, интереса к математике и выполнению математических заданий, формирование грамматического строя речи и правильного построения фразы, формирование интереса к изобразительной деятельности, а также дать детям возможность испытать удовольствие от возможности проявить свои знания и получить удовлетворения от овладения играми.

Образовательные задачи:

1. Закрепить о обобщить приметы конца зимы.

2. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. делать выводы (показ моделей снежинок).

3. Закреплять навыки порядкового и обратного счёта в пределах 8 (игра «Снежный ряд»).

4. Отрабатывать навыки решения арифметических задач и чтения математических примеров на сложение и вычитание в пределах 8 (игра «Найди свою снежинку»).

5. Учить доказывать свои суждения.

6. Тренировать память и наблюдательность (игра «Найди мышку»).

7. Развивать предпосылки к учебной деятельности.

8. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

9. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать мыслительную и речевую деятельность (рассказывание стихотворения с помощью мнемотехнической таблицы).

2. Развивать общие речевые навыки (учить стараться грамматически правильно и выразительно строить предложение без помощи воспитателя).

3. Развивать координацию речи с движением (игра «Математический ряд)

4. Развивать словотворчество: умение согласовывать существительное с числительным, употреблять формы родительного падежа, стараться придумать рифму (игра «Найди мышку»).

5. Продолжать работу над чёткостью и громкостью произнесения слов.

6. Развивать зрительное внимание и восприятие.

7. развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание мотивации достижения успеха.

2. Воспитание активности, инициативности и самостоятельности.

3. Формирование навыков сотрудничества при выполнении заданий и упражнений, а таже в игре.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Осуществление интеграции 5 образовательных областей: «Социально-

коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-

эстетическая», «Физическая».

Словарная работа:

1. Формирование роста словаря за счёт понимания слов обозначающих виды снежинок.

2. Обогащение и активизация словаря: снегопад, снежная буря, вьюга, пурга, метель, снежинка, позёмка, буран. Использовать и понимать образные выражения: снег – белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть.

3. Продолжать совершенствование фразовой речи, умение строить предложения.

4. Продолжать работу по автоматизации звуков.

Методы и приёмы – игровая ситуация, беседа, анализ, использование дидактического материала, игра малой подвижности.

Оборудование:

1. Мольберт.

2. Фото снежинок – звёздочка, иголочка, запонка и др.

3. Фото животных в зимний период – волк, лиса, заяц. медведь, белка.

4. Авторская дидактическая игра «Снежная сказка»

5. Заготовки для рисования снежинок.

6. Гуашь белого цвета и кисточки по количеству детей. 

Предварительная работа:

  1. Выполнение аналогичных заданий и упражнений. 

Заучивание стихотворений Т. Шорыгиной «Снежинка», Н. Нищевой «В вихре морозном…».

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя и детей 

Ход организованной деятельности:

Организационный момент (проводится в форме беседы)

(на мольберте иллюстрация или фото Зимнего леса)

Педагог: «Наступили последние дни зимы, заканчивается последний зимний месяц. Скажите, как называется последний месяц зимы? (февраль). Метели и вьюги намели сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. Называют февраль – снеговеем. Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Давайте с помощью таблицы которую я вам подготовила расскажем стихотворение про снежинку

(Чтение стихотворения Т. Шорыгиной «Снежинка», читают стихи дети)

«Села мне на рукавицу 

Лёгкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя 

Станет белой -белой»

Педагог: «Итак дети почему февраль называют снеговеем?» (ответы детей: в феврале много снега часто ветер, бывают метели, вьюги, пурга и т. д.)

Педагог: «Основная примета зимы – это с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идёт снег, а не дождь?» (Ответы детей, если затрудняются, то педагог рассказывает о механизме образования снега) «Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолётом, на котором летели учёные крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только эти кристаллики опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздухе. Весной и летом пар превращается в дождь, а зимой в снежинки. снежинки бывают разные (дальше рассказ педагога сопровождается показом картинок - моделей снежинок, дети выставляют модели на выставку для дальнейшего рассматривания и рисования). Самая красивая снежинка – звезда, снежинка – пластинка, снежинка – столбик, снежинки – иглы, снежинки - пушинки, снежинка пластинчатый ёж, снежинка – запонка. Выпадает иногда в виде хлопьев. Какие снежинки в снегопаде зависит от погоды, если погода морозная и сухая, то и снег нелипкий сухой, а вот если оттепель, то снег липкий из него хорошо делать постройки.  Звёздочки и пластинки падают при сильном морозе, столбики, запонки и иглы при более слабом, а вот запонки слипаются в ледяные пластинки и такой снег идёт в оттепель. Но учёные отмечают, что в снегопадах больше всего ежей, звёзд и пушинок. Ребята, на прогулке вы не раз видели как идёт снег. Снежинки долго кружатся, прежде чем упасть на землю. Они танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер играет и забавляется с ними. Давайте и мы с вами придумаем танец снежинок. Постарайтесь чтобы ваш танец был красивый е нежный, а чтобы было понятно: о чём танец, мы правильно проговариваем слова нашего стихотворения».

Упражнение на развитие координацию речи с движением и закрепление прямого и обратного счёта «Снежный ряд»

В игре принимают участие 8 детей и ведущий - педагог.

Цель: составить цифровой ряд от 1 до 8 в прямом и обратном порядке.

 Игровые действия: педагог предлагает детям сделать знакомое упражнение:

«В вихре морозном снежинки несутся. (Дети легко на носочках бегут по группе, в руке снежинка)

Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся)

Белыми пчёлками вдруг обернутся, (легко бегут в разных направлениях)

Нежно земли потихоньку коснутся, (приседают)

Снова закружатся в танце морозном (кружатся)

И полетят как блестящие звёзды!» (выстраивают цифровой ряд, снежинки поднимают вверх)

Игровое задание «Найди свою снежинку» на закрепление знания состава числа в пределах 8 и развитие грамматически правильного строя речи

Игровые действия: дети сидят (стоят) за одним большим столом у них карточки с примерами, на котором разложены снежинки, педагог предлагает не только найти свою снежинку путём решения примера, но и объяснить почему? (Ответы детей: моя снежинка 2, потому что 1+1 будет 2 и т. д.)

 Загадки о жизни животных в холодный период.

Педагог: «Ребята, а что же сейчас происходит в заснеженном холодном лесу?» (Ответы детей) Педагог: «Трудно сейчас лесным животным. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и не перебивайте. 

Зверька узнаем мы с тобой 

 По двум таким приметам: 

Он в шубке серенькой зимой, 

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Белочка – хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А ещё вы знаете что? (ответы детей: припасы). Она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами, так что голодать ей не приходится. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото белочки)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Пробудится ото сна. (Медведь)

Дети, а можно встретить медведя в это время в лесу? (Нет. Потому что он спит). Поэтому припасов он себе не делает, спит в берлоге. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото медведя)

У косого не берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

Педагог: А вот у зайца нет отдельной норки. Он спит в снежной ямке или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото зайца)

На овчарку он похож:

Что ни зуб. то острый нож!

 Он бежит. Оскалив пасть

На овцу готов напасть. (Волк)

Педагог: Волк утепляет свою шубу, мех становится гуще и длиннее, это необходимо, ведь волки спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят они ночью, а днём охотятся. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото волка)

 Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

 Снег разгребает, 

Мышек хватает. (Лиса)

Педагог: Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было по снегу ступать. Ходит леса как в валенках. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото лисы), Дети, а как называется охота лисы на мышей (Лиса мышкует). Вот мы сейчас попадём с вами в сказочный лес и будем искать мышку»

Игра – драматизация: «Лисичка ищет домик мышки»

Цель: развитие грамматического строя речи и правильное построение фразы.

Игровые действия: ведущий говорит слова: «Мы сейчас закроем глазки и представим что мы в сказке. Тише дети не шумите, нашу сказку не спугните», в это время дети поворачиваются спиной к столу, на котором разложены снежинки и закрывают глаза.  Ведущий - воспитатель подкладывает под снежинку мышку, затем подходит к одному из детей и со словами «Ну-ка (называет имя) повернись и в лисичку превратись» одевает ему шапочку лисы. Все дети разворачиваются, а «лисичка» подходит к столу со снежинками и спрашивает: «Где живёшь ты мышка- мышка, уж не (называет номер снежинки) ли домишке?» И «открывает домик», если там нет мышки, лисичкой становится следующий игрок, пока домик с мышкой не будет найден. Игру можно повторить несколько раз.

Организация окончания занятия

Педагог: «Вот и подошло наше занятие к концу, мне понравилось, как вы все внимательно работали, давайте повторим что мы свами делали на занятии (ответы детей). И сейчас вы мне на память нарисуете красивые снежинки – звёздочки»

 

Декоративное рисование «Снежинки» (по окончании работы выкладываются для просмотра на выставку)


Автор(ы): Соколова Елена Валентиновна
Приложения: