Проведение подвижных игр на развитие быстроты
младших школьников

Шайбакова Диана Петровна

Успех игровой деятельности, положительное физиологическое и эмоциональное воздействие на игроков зависят прежде всего от правильного выбора игры.

         При этом нужно учитывать форму проведения занятий: урок, физкультурно-оздоровительное мероприятие в режиме учебного дня (перерыв), внеклассное мероприятие, в семье и т.

         Выбор игры зависит от места проведения. На свежем воздухе можно проводить все подвижные игры с большой интенсивностью и объемом; в небольшом зале можно проводить игры с построением команд в шеренги и колонны, а также игры, в которых игроки принимают участие поочередно. Обращаем внимание, что игры и эстафеты следует проводить в чистом, проветренном зале или приспособленном помещении. Выбор игры зависит от наличия в школе инвентаря, оборудования, а также от поставленных на уроке оздоровительных, образовательных и воспитательных задач по развитию физических качеств

         Для выбора подвижной игры нужно четко знать задачи, которые необходимо решить, например, развитие быстроты, а также уровень развития физических качеств учащихся. Содержание игры должно соответствовать возрастным особенностям физического и психофизического развития учащихся.

         Для проведения подвижных игр на развитие быстроты на свежем воздухе нужно подготовить площадку с ровной поверхностью. Большое значение имеют зеленые насаждения, которые защищают его от ветра и пыли, освежают воздух, дают тень.

         Педагогу следует приучать детей самостоятельно готовить место для игры, делать разметку, проводить линии. Для проведения игр обычно используют такой инвентарь и оборудование: мячи (малые, большие, набивные), эстафетные палочки, кубики, обручи, скакалки, стойки (Высотой 1,5 м), кегли, разноцветные флажки, скамейки, мешочки с песком. Для учителя: свисток, секундомер, мел, магнитофон и т.д. Желательно, чтобы инвентарь был ярким, цветным, заметным в игре, отвечал за весом и размерами возрасту игроков. Как видим, для игр не требуется сложного оборудования. Учитель всегда должен помнить о правилах безопасности учащихся при проведении игр и эстафет. Следует использовать такой инвентарь, который в случае падения учеников, неосторожной передачи не повредит их здоровье.

         Учитель сначала объявляет название игры или эстафеты. Затем делит учеников на команды различными способами: по своему усмотрению, путем расчета, назначает капитанов команд.

         Для определения очередности в играх можно применять измерения на палке. Один игрок подбрасывает ее и ловит одной рукой, второй берется за палку выше руки товарища. Так по очереди переносят свои руки до конца палки. Чья рука окажется на конце, тот и начинает игру

         Один из способов выбора ведущих ‑ с общего согласия учеников. Этот прием имеет большое значение в педагогическом смысле, так как дает возможность выявить коллективное желание учеников, которые обычно выбирают наиболее достойных.

         Иногда руководитель игры назначает ведущих. Обычно к этому прибегают тогда, когда ученики не знают друг друга и не могут быстро сделать выбор.

         Прежде чем начать объяснение игры, нужно расположить учеников так, чтобы они хорошо слышали и видели руководителя. Лучше построить игроков в исходное положение, из которого они начнут игру.

         Успешное проведение игры зависит от педагогического таланта, артистического мастерства, организаторских способностей учителя, его умение доходчиво, кратко, интересно объяснить игру, умело управлять ее процессом, быть объективным и внимательным в оценке игровых действий учеников. Во время объяснения игры сообщают еще раз ее название, рассказывают о роли каждого игрока, цель, ход и правила игры, задача ведущих и игроков.

         Для лучшего усвоения учащимися игры рекомендуется сопровождать объяснения показом отдельных движений. Правила подробно объясняют лишь тогда, когда игру проводят впервые. После объяснения учитель проверяет, все ли поняли правила игры.

         После расположения игроков на площадке и объяснения правил, игру начинают по условному сигналу учителя (свисток, хлопок в ладоши). Сюжетные игры («Кот и мыши», «Монетки»), где нет соревновательного момента, не требуют особенно четких команд. Такие игры можно начинать по указанию «Раз, два, три - игру начали!».

         Во время игры учитель внимательно следит за ее ходом и поведением игроков.

         Задача учителя:

• управлять игрой;

• подавать команды, распоряжения, звуковые и зрительные сигналы;

• делать указания по ходу игры;

• самому участвовать в игре, выполнять главную или второстепенную роль;

• наблюдать за общим состоянием и самочувствием каждого ученика.

         Главная задача педагога ‑ научить учеников играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они сами в любой ситуации регулировать степень внимания, мышечные напряжения, быстро принимать решения, проявлять инициативу

         Игру следует начинать организованно и своевременно. Задержка значительно снижает предигровое состояние, ослабляет готовность учащихся к игре. Рассказ не должен быть монотонный. Объяснять правила игры нужно спокойным голосом, иногда снижая или повышая его, чтобы привлечь внимание учащихся к тому или иному моменту.

         Дозировка физической нагрузки в игре определяется методикой ее проведения, местом и условиями, в которых находятся игроки. Нагрузку определяют по внешним признаками игроков и пульсом.

         Давать сигнал к окончанию игры лучше тогда, когда ученики получили от нее удовольствие, но не устали. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталось две минуты» или «Играем до одного мяча». Неожиданное окончание игры может вызвать негативную реакцию учеников.

         Игру нужно закончить своевременно, когда игроки получили достаточную эмоциональную и физическую нагрузки. Заканчивают игру с сигналом учителя организованно: останавливают игроков, подсчитывают результаты, объявляют победителей, учитывая не только скорость, но и качество выполнения того или иного действия. Помня о педагогическом значении игры, следует отмечать тех, кто правильно выполнял движения, проявлял силу, ловкость, решительность, сообразительность, инициативу, придерживался правил, выручал товарищей по команде, а также тех, кто нарушал правила и препятствовал проведению игры. Объявлять результаты нужно лаконично, никому не делая уступок. Учитель называет победителя или победителей, команду-победителя. Итоги игры, эстафеты нужно подводить в интересной форме, чтобы вызвать у учеников желание в следующий раз достичь еще лучших результатов. Учитель награждает команды вымпелами, медалями и т.п., ученики изготавливают на уроках трудового обучения или изобразительного искусства. Награды могут быть переходными, то есть действующими к следующему уроку, соревнования.

         Учителям советую анализировать игры и эстафеты, обращать внимание на развитие физических качеств учащихся, отмечать, какие физические упражнения нужно выполнять дома, чтобы улучшить свои результаты, подчеркивать, что все известные спортсмены мира (футболисты, легкоатлеты, волейболисты) любят участвовать в различных играх и эстафетах. Учитель объявляет и объясняет ученикам групповые и индивидуальные домашние задания, обращает внимание на то, что на уроке будут проводиться различные игры, будет проверяться домашнее задание.

         Очень популярными у детей является урок-игра и урок-соревнование,

которые проводят как в младших, так и в старших классах. Удачно подобранные и правильно дозированные по физической нагрузке, эти уроки должны иметь большой оздоровительно-тренировочный эффект

         На таких уроках учитель готовит детей к сдаче государственных тестов по физической подготовленности:

• бег на короткие дистанции (эстафеты);

• бег на длинные дистанции (длительное время проведения игры, эстафеты);

• сила рук, ног (игры, эстафеты с метанием, прыжками);

• челночный бег (эстафеты с малыми мячами, кубиками);

• прыжки с места (игры, эстафеты с прыжками).

         Таким образом, применяя игровой и соревновательный методы, можно успешно подготовить учащихся к сдаче норм ГТО и повысить в целом уровень развития их физических качеств.

         Итак, правильное подведение итогов игры, эстафеты ‑ один из важнейших элементов методики их проведения. К их анализу желательно привлекать и самих учащихся. Это даст возможность приучать детей к наблюдательности и самоанализу. Использование игр и эстафет на урока физической культуры имеет важное значение в выполнении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач урока.


Автор(ы): Шайбакова Диана Петровна
Приложения: