Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе

Климина Ирина Николаевна

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: 
Личностно-социальная готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Личностно-социальная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностно-социальная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, самому себе.
Личностно-социальная готовность включает в себя : учение ребенка общаться с детьми; проявляет ли ребенок инициативу в общении или же ждет, когда его позовут другие ребята; чувствует ли он принятые в обществе нормы общения; готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение; чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями, родителями и другими взрослыми. Личностно-социальная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность включает в себя: умение думать, анализировать, делать выводы; развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе; способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.
Мотивационная готовность – предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний, это наличие у детей желания учится т.е познавательный интерес, желание узнавать что-то новое, сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов; это способность делать не только то, что хочет ребенок, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Это адекватная самооценка и положительный образ себя; умение сосредоточиться, управление эмоциями. 
Психологически не готовый ребенок к школе ;
не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается; тяготеет к шаблонным действиям и решениям; испытывает затруднения в общении с взрослыми и сверстниками; не может включиться в общий режим работы класса; проявляет мало инициативы. 
Психологически готовый ребенок к школе наоборот:
готов к общению и взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками; у него есть желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами); имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности; умеет контролировать эмоции и поведение.
Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении с взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения). 
Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего го-товность ребенка к школе, необходим комплекс методик.
Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации ди¬агностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.
Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский.


Автор(ы): Климина Ирина Николаевна
Приложения: