Использование интерактивных методов на занятиях ОБЖ

Харченко Андрей Николаевич

   Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без сомнений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного приоритета учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

   Учителю необходимо не только все доступно рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, а так же различные интерактивные методы: «Мозговой штурм», «Деловые игры», «Дискуссии».

   Различные методы обучения условно можно разделить на три большие группы. Это методы пассивного, активного и интерактивного обучения.

   Пассивное обучение – это трансляция преподавателем знания или информации, которое учащийся впоследствии воспроизводит. Учащийся только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Обучение основано на том, что педагог передает собственный опыт, практически не обращаясь к опыту учащегося. Коммуникация при таком методе обучения осуществляется в одностороннем порядке.

   Активное обучение предполагает, что учащийся совершает определенные действия, которые, тем не менее, определяются некоторыми изначальными алгоритмами деятельности. Решение задач, выполнение практических заданий по заранее известным правилам и т.п. – это все относится к методам активного обучения. Активность учащегося направляется тем, что его подводят к определенным проблемам, для решения которых он может и сам предложить решения, но они корректируются. Учащийся вступает в коммуникацию с учителем, эта коммуникация выглядит как обратная связь, при которой учитель оценивает действия ученика. Коммуникация между учителем и учеником преобладает над коммуникацией между учениками.

   Интерактивное обучение – это обучение, основанное на активном взаимодействии между различными субъектами образовательного процесса, а так же на взаимном влиянии учащегося и среды обучения. Такое взаимодействие осуществляется как диалоговая взаимная двунаправленная коммуникация между учащимся и педагогом, а также как разнонаправленная коммуникация между учащимися. А англоязычных педагогических исследованиях, рассматривающих интерактивное обучение, зачастую делают акцент на его технологической составляющей, такой, например, как использование социальных медиа и компьютерных игр в процессе обучения. Тем не менее, хотя компьютерные технологии способствуют реализации принципов интерактивного обучения, упрощают процесс его организации, а какие-то его аспекты практически не возможны без применения ИКТ, использование информационных технологий не является существенным атрибутом интерактивного обучения.

   Понятие «интерактивное обучение» появилось в педагогике сравнительно недавно, примерно в девяностые годы двадцатого века. Однако концептуальная основа интерактивного обучения была заложена значительно раньше.

   Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Одна из важнейших целей интерактивного образования – создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это в свою очередь, делает процесс обучения продуктивным. При организации интерактивного обучения необходимо создать условия, при которых все обучающиеся оказываются вовлечены в процесс познания. К числу таких условий относится прежде всего доброжелательная, позитивная обстановка в коллективе обучающихся. Между учащимися может существовать конкуренция, однако она должна протекать в конструктивном русле. Если существует конфликтная напряженность между какими-либо учащимися, то задача учителя распределить роли в интерактивном обучении так, чтобы не усугублять конфликт.

   В интерактивном обучении учитываются потребности обучающихся, используется их личностный опыт. В процессе обучения через сотрудничество, свободу выбора, самостоятельность достигается оптимальный результат. Происходит качественное изменение взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Интерактивное обучение позволяет глубже погрузиться в образовательную среду, подталкивает обучающихся к осознанию необходимости налаживать новые связи и отношения, диалог, основанные на взаимопонимании.

   В процессе интерактивного обучения учащиеся выстраивают единое смысловое поле, совместно решают проблемы, задачи, создают нечто новое. Основой интерактивного обучения является то, что поставленную проблему невозможно решить только индивидуально, необходимо привлечение разнообразного личного опыта. Учащимся приходится согласовывать средства и методы совместной работы, решать сложные задачи, для которых нет исходного алгоритма решения. Все это позволяет учащимся проявлять творческую активность и самостоятельность, искать новые знания, которые за счет этого усваиваются более глубоко.

   Существуют различные классификации методов интерактивного обучения. Так, например, исследователь А.П.Панфилова предлагает такую классификацию методов интерактивного обучения:

Радикальные – стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и прочее).

Комбинаторные – соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция вдвоем).

Модифицирующие (совершенствующие) – улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (деловая игра).

   Также выделяют следующие методы интерактивного обучения:

1. Дискуссионные (дискуссия, дебаты, круглый стол, мозговой штурм).

2. Игровые (методы эдьютеймента, деловая игра, ролевая игра).

3. Ситуационные (кейс-метод, сторителлинг).

4. Лекционные(лекция-беседа, проблемная лекция).

5. Проектный метод.

   Дискуссия – это обсуждение некоторого спорного вопроса, каждый участник которого имеет собственное мнение и отстаивает его. В учебную дискуссию обычно вовлечено достаточно большое количество учащихся, весь класс или вся группа. Чаще всего при проведении дискуссии как отдельного метода обучения, а не в составе, например, круглого стола, нет каких-то ключевых докладчиков, чьи выступления обсуждаются в ходе дискуссии. Тем не менее дискуссия предполагает некоторое знакомство с темой, поскольку позиция учащихся должна быть аргументирована. Дискуссию формирует общая проблемная тема. Однако, предварительно не выносится какой-либо исходный тезис, от которого следует отталкиваться. При введение в тему могут быть перечислены различные точки зрения относительно общего вопроса дискуссии, тем не менее участники ее вправе не придерживаться ни одной из этих точек зрений, а отстаивать свою.

   Дебаты – это дискуссионный метод интерактивного обучения, который, в отличии от обычной дискуссии, предполагает, что ведется не просто коллективное обсуждение некоторой проблемной темы, но доказывается или опровергается определенное ключевое положение. В начале дебатов такое ключевое положение выдвигается в виде тезиса. Среди участников дебатов будут защитники данного тезиса, его противники, а так же третья сторона, которая оценивает аргументацию «за « и «против». Фактически, в ходе дебатов участники стараются убедить не друг друга, а третью сторону, которая выносит оценку обоснованности аргументов.

   Круглый стол является методом интерактивного обучения, при котором определенная тема рассматривается в рамках предварительно подготовленных докладов и их обсуждения. Круглый стол предполагает достаточно существенную и глубокую предварительную подготовку участников. Учащиеся могут обмениваться не только темами относительно рассматриваемой темы, но и знаниями о ней. Круглый стол предполагает, что его участники в конечном итоге приходят к единым выводам относительно обсуждаемой темы.

   Мозговой штурм представляет собой метод интерактивного обучения, при котором решение конкретной задачи происходит в процессе коллективного обсуждения. Этот метод предполагает свободное выдвижение различных идей относительно решаемой задачи. Идеи не ограничиваются аргументированными пожеланиями, они могут иметь фрагментарный и даже не вполне рациональный характер. Использование метода мозгового штурма в обучении позволяет стимулировать творческую активность учащихся. С его помощью учащиеся приобретают навыки совместного решения определенных проблем.

   Метод кейсов в обучении – это достаточно подробное описание некоторой конкретной ситуации или характерного случая в какой-либо области деятельности. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Решение кейса – это анализ предложенной ситуации, в ходе которой нужно понять как возможно решение описываемой в кейсе проблемы или обозначенного противоречия.

   Метод кейсов в обучении является одним из самых эффективных методов интерактивного обучения. Он позволяет одновременно формировать навыки в определенных предметных областях, в сочетании с личностными и метапредметными навыками. Также метод кейсов вовлекает в себя методы дискуссионного обучения, и сам, в первую очередь, интегрируется в другие интерактивные методы типа деловых игр. Таким образом метод кейсов является достаточно универсальным методом интерактивного обучения, который может применяться самостоятельно, так и в контексте других интерактивных методов.

   Сторилеллинг – метод интерактивного обучения, суть которого состоит в том, что задание преподносится в виде определенной истории, обладающей сюжетом. Вместо набора фактов и информации учащимся предоставляется история, в которой фактологический материал представлен в виде компонентов сюжетного действия. Сторителлинг обладает сильной мотивационной составляющей, поскольку истории увлекают своим сюжетом, они выразительны, представляют более персонализированное знание, связанное с личным опытом. Если у истории есть яркий сюжет, то знание, связанное с ситуациями, описанное в этом сюжете лучше запоминается. Стремление предугадать перипетии сюжета стимулирует мыслительную и творческую активность учащихся.

   По настоящему интерактивным методом обучения сторителлинг становится тогда, когда учащиеся не просто воспринимают какую-либо историю, но и принимают активное совместное участие в ее сочинении. Необходимость совместно выстраивать непротиворечивый сюжет заставляет учащихся самостоятельно искать новое и дополнительное знание, анализировать факты, выявлять логические противоречия. Совместная работа над историей также формирует коммуникативные навыки.

   Деловая игра представляет собой метод интерактивного обучения принятию решений в определенных ситуациях. Такие ситуации возникают в условиях в условиях неопределенности, когда решения принимаются поэтапно, после изучения различных факторов, анализа постоянно поступающей информации, уточнения условий. Основная цель применения деловых игр в обучении – выработать навыки принятия решений в условиях неопределенности, близких к реальным.

   Ролевая игра в учебном процессе представляет собой метод интерактивного обучения, при котором учащийся должен свободно импровизировать в рамках заранее определенной ситуации, выступая в роли одного из ее участников. Возможны самые различные роли: представителя определенной профессии, представители некоторого этноса, семейные роли, роли фантастических или литературных персонажей. Игровые ситуации связаны с содержательной имитацией определенной деятельности, связаны выстраиванием отношений между людьми, имитацией коммуникативных ситуаций.

   В отличии от деловых игр, в ролевой игре учащиеся сталкиваются с гораздо более неопределенной ситуацией. В ролевой игре задаются исходные условия, но деятельность учащихся гораздо менее структурирована. Им необходимо, как актерам, зная, что от них требуется, хорошо изучить ту сферу деятельности, к которой относится игра. В противном случае эффект не будет достигнут, исполнение роли окажется неубедительным. Ролевая игра дает гораздо больший простор для творчества, чем деловая игра, но требует от учащихся дополнительных усилий. В ходе ролевой игры гораздо больше уделяется внимания отработке коммуникативных навыков, вовлекаются различные аспекты коммуникативного взаимодействия.

   Несмотря на то, что лекционная форма обучения традиционно считается пассивной формой обучения, ее можно превратить в интерактивную. Это достигается за счет изменения традиционной структуры лекции и внедрение в нее таких элементов как беседа, дискуссия.

   Лекция-беседа представляет собой изложение лекционного материала на котором преподаватель периодически вступает в диалог с учащимися. Эта форма работы является наиболее простым лекционным методом интерактивного обучения. В процессе такой лекции преподаватель периодически задает учащимся вопросы, но которые они отвечают. Эти вопросы могут быть информационного и проблемного характера. Они позволяют выявить уровень знаний обучающихся, обнаружить пробелы в из знаниях, а также узнать их мнение. Вопросы задаются всему классу, если преподаватель замечает, что кто-то из учащихся не включается в обсуждение, то вопросы можно адресовать ему лично. Благодаря лекции-беседе учащиеся могут самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые предполагались преподавателем.

   Проблемная лекция представляет собой лекцию, в центре которой находится определенное неизвестное, которое нужно найти, решив проблему. Задача преподавателя состоит в том, чтобы учащиеся приняли участие в решении поставленной проблемы. Новое знание не преподносится в виде готовых схем, а открывается учащимися путем решения проблемной ситуации. Учащиеся приобретают навыки выдвижения гипотез, обсуждения различных проблем разрешения сложных ситуаций.

   Привлечение учащихся к интерактивному взаимодействию происходит за счет того, что специально создаются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это противоречивая ситуация для выхода из которой необходимо применить новые знания или образ действий. В проблемной ситуации всегда присутствует противоречие, отсутствуют привычные методы анализа, имеется недостаток информации.

   Для создания проблемной ситуации можно использовать несколько различных приемов. Во-первых, возможна прямая постановка проблемы, Во-вторых возможно проблемное задание в виде вопроса. В-третьих, можно сообщить противоречивую ситуацию. В-четвертых, можно обратить внимание на противоречивое проблемное явление.

   Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Главная особенность его в том, что данный метод создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Проектная деятельность способствует повышению учебной мотивации, а так же развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее. Создание проекта – это, в первую очередь, творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. Проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научится самостоятельно применять их на практике.

   Одним из составляющих интерактивных уроков в образовательном процессе являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учениками. Существенная разница интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя из ученик не только и не столько закрепляет уже изученный материал, сколько изучает новый.

   Также в обучении используются популярные методы такие как:

- творческие задания;

- работа в малых группах;

- использование общественных ресурсов (приглашенные специалисты, экскурсии);

- изучение и закрепление нового (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, аудио- и видео-материалы, ученик в роли «учителя», «каждый учит каждого».

- решение проблем (метод «Паттерн», «Дерево решений»).

   Использование этих методов позволяет развивать у ученика логику при принятии различных решений, а так же видеть перспективу в той или иной ситуации или задаче.

   Одна из основных целей обучения состоит в создании условий, где обучающийся почувствует комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым интерактивным технологиям.

   Положительными сторонами применения метода интерактивного обучения можно отметить следующее:

- значительно повышается мотивация, особенно у слабых учащихся;

- наблюдается более высокий уровень усвоения материала и снижение утомляемости;

- организованы и включены в участие все учащиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;

- развивается умение работать в группе;

- вырабатываются коммуникативные навыки.

   Интерактивное обучение ОБЖ позволяет решать ряд задач. В первую очередь решается информационная задача, т.к. в ходе изучения правил поведения в каждой конкретной ситуации обучающиеся получают нужную информацию, которая поможет им правильно действовать в реальной жизненной ситуации. Во-вторых, решаются обучающие задачи, т.к. интерактивное обучение развивает общие умения и навыки. В-третьих, обеспечивается решение воспитательных задач, т.к. выполняя требования и команды, обучающиеся приучаются прислушиваться к чужому мнению, в первую очередь - опытных взрослых людей, что очень важно в процессе усвоения ОБЖ. В-четвертых, решается коммуникативная задача, обучающиеся, усвоив посредством современных электронных обучающих средств нужную информацию, могут передавать ее другим. А установление эмоциональных контактов в процессе обмена информацией способствует развитию их коммуникативных умений и навыков.

   Интерактивное обучение в процессе преподавания ОБЖ помогает так же снять нервное напряжение, переключать внимание, сохраняя тем самым интерес к получению новых знаний. Это происходит в процессе смены форм деятельности.

   Одним из преимуществ использование в учебном процессе современных электронных средств обучения как раз и является их интерактивность. В процессе обучения ОБЖ существует множество тем, при изучении которых моделирование виртуальных ситуаций способствует лучшему усвоению знаний в данной области.

   С помощью электронных тренажеров можно сымитировать различные чрезвычайные ситуации, с которыми могут столкнуться обучающиеся в своей непосредственной деятельности. Возникает уникальная возможность визуализации опасности реального явления, что позволяет моделировать конкретные ситуации и решать задачи, требующие определенных навыков. Отработка же таких навыках в реальных условиях весьма опасна, и обучающиеся не всегда смогли бы вынести определенную психологическую нагрузку.

   Таким образом, использование в процессе обучения интерактивных технологий и различных методов, в том числе и интерактивных, в значительной мере повышает эффективность усвоение учебного материала. Обучающиеся с помощью виртуальных моделей могут погружаться в конкретные ситуации, что повышает чувственное восприятие материала, а так же учит взаимодействию при возникновении ЧС. Использование интерактивных технологий дает уникальную возможность приобретения специальных навыков действия в определенных ЧС, чего весьма трудно добиться при традиционных формах обучения.

  Интерактивные методы, внедряемые в процесс обучения, являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний и формирования общих компетенций обучающихся, которые способствуют новому подходу к образованию в 21 веке. Таким образом, учителю целесообразно сочетать различные методы и технологии интерактивного обучения, что позволит достичь наибольшего эффекта от их применения.

 

Литература

1. Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В.И.Гребенюкова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.

2. Использование электронных средств обучения с возможностями 3D-моделирования в курсе ОБЖ / Д.П. Чагин // Человек и образование. - № 3. - 2010. - С. 74-78.

3. Карпиевич Виктор Александрович, Кулик Андрей Николаевич, «Возможности использования интерактивных методов в комплексном подходе к обучению основам безопасности жизнедеятельности» Инновационные образовательные технологии. - 2015. - №2(42)

4. Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление.-2004.-№4.- С. 78-83.агин, Д.П.

5. Шипов А.К. Использование интерактивных методов обучения на занятиях ОБЖ


Автор(ы): Харченко Андрей Николаевич
Приложения: