Конспект  образовательной деятельности с детьми средней группы по речевому
развитию с использованием игровой технологии

Урожай

Адильханова Гьажарханым Умаровна

Цель:

Закрепление знаний детей по теме «Овощи»

Задачи:

Образовательные:  

- Уточнить представление об овощах, их особенностях.

- Расширить активный словарь детей за счет имен существительных, глаголов, прилагательных по теме.

- Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: 

-  Развивать связную речь, диалогическую речь.

- Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением.

Воспитательные:

- Продолжать  воспитывать  благодарные  чувства  к  природе  и  людям, которые,  благодаря  своему  труду, выращивают овощи и собирают урожай.

- Воспитывать  желание помогать взрослым на огороде.

Предварительная работа.

Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи-фрукты», рассматривание овощей, изготовление поделок из овощей, театрализованная игра «Репка», дидактические игры «Четвертый лишний», «Чего не стало», лото «Собирай-ка».

Материалы и оборудование: магнитная доска, плоскостной театр «Репка» (магнитный),  муляжи овощей, мешочек, корзина, мяч, мультимедийное средство: CD-проигрыватель, аудиозапись

Ход   образовательной  деятельности:

Дети сидят на ковре полукругом.

В.: Время года отгадай: 
    Собирают урожай, 
    Разноцветный лес, красивый, 
    Мокнут скошенные ивы, 
    Тучи по небу гуляют, 
    Птицы к югу улетают, 
    Грибники в леса спешат, 
   Листья жёлтые летят, 
   Ёжик листья собирает, 
   Свою норку утепляет.

Беседа по содержанию стихотворения.

В.: - О чём говорится в этом стихотворении?                                                                                           - Когда собирают урожай?                                                                                                                           - Что собирают на огороде? (Ответы детей).

В.: Ребятки, я предлагаю вам сегодня  пойти в огород.                                                        Воспитатель читает рифмовку и вместе с детьми одновременно со словами выполняет движения.

Мы пойдём в огород, 
Много там всего растёт: 
Огурцы сорвём мы с грядки, 
Помидоры с кожей гладкой,

Толстая репка 
Засела в землю крепко. 
Дёргай, дёргай из земли.

Всё собрали, посмотри

(шагать на месте)
(развести руки в стороны)
(срывать воображаемые огурцы)
(кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

(поставить руки на пояс)
(покачаться из стороны в сторону)
(изображать, как будто дёргаем из земли)
(развести руки в стороны)

 

В.: Герои известной сказки попросили нас о помощи. Поможем им?  А какая сказка – сами догадаетесь, встречая ее героев…

 На магнитной доске  появляется фигура деда                                                                                  В.: - Дедушка в огороде собрал большой урожай, да в мешочке всё перепуталось.… Поможем ему различить овощи?

                                                  Игра «Чудесный мешочек»

Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.                                                                                                                                                             В.: -Ребятки, назовите дедушке овощи,  которые растут на земле, а какие – в земле?                           Д.:  -Те овощи, которые выдергиваем – растут в земле, а которые срываем – на земле.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Дети показывают овощ, рассказывают, как он растет.

На магнитной доске появляется  фигурка бабки.

В.: - У дедки овощи перепутались, а у бабки перепутались слова. Может вы  поможете ей угадать, о чем говорится в стихотворении?

Речевая игра «Садовод»

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел…

                            Н. Кончаловская

 Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

 На магнитной доске появляется фигурка внучки.

В.: Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок  встаем, маленькие овощи назовем.

Игра «Большие – маленькие» (с мячом)

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка и т.д.                                                                                                            На магнитной доске появляется собака  Жучка.                                                                            

  В.: - Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Хотите порезвиться  вместе с собачкой. Д.: -Да.

Дети под аудиозапись имитируют текст песенки .                                                                              На магнитной доске появляется кошка.

В.: - Умная кошка принесла загадки. Возьмите овощи из корзинки и, если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».

Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» и, с учетом речевых возможностей, объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.

1.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -

2.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
- капуста -

3.Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.

- чеснок -

4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…- баклажан –

5.Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…- перец -

6. Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?   - репка -

7. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец -

8. Это вовсе не игрушка -
Ароматная…- петрушка -

9. Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют - укроп -

10. Этот овощ тыкве брат -                                                                                                                             Тоже с виду толстоват.                                                                                                                         Лег под листик на бочок                                                                                                                   Между грядок…(Кабачок)                                                                                                                        11. Он в теплице летом жил,                                                                                                                   С жарким солнышком дружил.                                                                                                               С ним веселье и задор,                                                                                                                              Это-красный…( Помидор)

12. Растут на грядке елочки,                                                                                                                  Не колют их иголочки,                                                                                                                            В земле запрятан ловко                                                                                                                                Их корешок…( Морковка)  

13. Под землею подрастала

Круглой и бордовой стала

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…- свекла.

14. Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький…- лук.                                                                                                                В.: -Молодцы! Помогли кошке отгадать загадки. А из какой же сказки были герои?

Д.: - «Репка».

В.: -Кого из героев еще не хватает?

Д.: - Мышки.

В.:-  Правильно, мышки.

На магнитную доску выставляется мышка.

В.: -Мышка не знает, как называется сок из моркови? (из огурца, из свеклы, из лука, из чеснока)

А как называется сок из помидоров? (Высказывания детей)

Педагог объясняет новое понятие – томатный сок.

В.: -Мышка угощает вас  томатным соком.

Детям раздается томатный сок в стаканчиках.

В.:- Вам понравился сок? Какой он на вкус? Какого цвета?

Рефлексия.

Вот и закончилась сказка «Репка». Вы довольны, что помогли героям  сказки? Кому из героев сказки вам понравилось помогать? Что вы для этого сделали? Как вы думаете,  нужно ли помогать тем, кто просит о помощи? (Ответы детей).


Автор(ы): Адильханова Гьажарханым Умаровна
Приложения: