Я и мои ценности

Горностаева Оксана Станиславовна,
учитель истории и обществознания  ГБОУ СОШ № 235
с углубленным изучением отдельных
учебных предметов им. Д.Д. Шостаковича 
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

ЦЕЛЬ: Развитие ценностно-смысловых компетенций школьников.

ЗАДАЧИ:

·                 Информировать школьников о понятии «ценность».

·                 Помощь в осознании собственных ценностей и прежде всего — ценности «Я», в поиске внутренних ресурсов.

·                 Через групповую работу помощь старшеклассникам в осмыслении роли соци­альных норм жизни, роли общества для отдельного человека, выработке умения находить внешние ресурсы.

·                 Воспитание уважения к ценности другого человека и ценности своего собственного Я.

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:

№ п/п

ЭТАП

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

 

Введение

7 минут

1.

Подготовка к восприятию информации

 

Ожидания участников

2.

Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы

3 минуты

3.

Информационный блок

2 минуты

4.

Практическая деятельность

18 минуты

5.

Завершение работы

5 минут

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Игра «Поменяйтесь местами».

Процедура:                                                                       

1.           Вся группа сидит в кругу.

2.               Учитель просит поменяться местами и произносит условие, при котором участники должны встать и найти себе новое место.                              

3.               «Поменяйтесь местами все кто...».

·                 У кого серые глаза;

·                 Есть старший брат;

·                 Сделал сегодня д/з ко всем урокам;

·                 Поцеловал маму перед уходом в школу;

·                 Почистил зубы;

·                 Поссорился с другом;

·                 У кого сегодня прекрасное настроение и т.д.

Игра «Сходство и различие».

Процедура:                                                                       

1.               Рассчитываем участников на 1-ый и 2-ой.

2.               Первые номера в круг, вторые снаружи

3.               У каждого партнер

4.               Внешний круг: «Мы с тобой похожи тем, что…» (живем в одном доме);

5.               Внутренний круг отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…»

6.               Шаг вправо смена партнеров.

7.               Пройти весь круг

Ожидания участников (5 минут)

УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ АУДИТОРИИ ВОПРОСЫ:

·                 Как вы думаете какая цель нашего часа общения?

·                 Что мы будем здесь делать?

·                 Что бы вы хотели получить в ходе этого классного часа?

После этого рассказываю о собственных ожиданиях от работы.

Оценка уровня информированности.

Актуализация проблемы

Ассоциации

1.               Каждый участник получает по 3 полоски бумаги

2.               Медленно произношу слова. Каждый раз, когда вы слышите слово, должны будете записать первую ассоциацию, пришедшую в голову. Это может быть слово или короткая фраза.

3.               Писать печатными буквами, не подписывать.

4.               Ценности

5.               Повторить слово «ценности» еще 2 раза, смотреть, чтобы участники не переговаривались.

6.               Собрать ассоциации в коробку и перемещать. Затем снова раздаю каждому по 3 полоски бумаги. Каждый громко читает доставшуюся ему группу слов.

7.               Участники раскладывают полоски на столах или стульях так, чтобы было удобно читать.

8.               Предлагаю группе встать и походить по аудитории, читая ассоциации на полосках. Пусть каждый выберет одну, лично для него важную ассоциацию. Это может быть неожиданная мысль, новая идея, что-то, что задело за живое.

9.               Участники объединяются в пары. Парам предлагается по очереди поделиться своими мыслями и чувствами относительно выбранной ассоциации и подготовиться к рассказу об этом группе. Время≈5 минут.

10.            Каждая пара делится своими чувствами и мыслями. Без комментариев. Поблагодарите.

11.            Задайте вопросы.

12.            Выслушайте все ответы. Поблагодарите.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Понятие ценностей

Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека — это мир ценностей. В аксиологии ценности (гр. - axia) исследуются как смыслообразующие основания человеческого бытия, которые задают направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности, поступков людей. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). (В.А.Сластёнин)

В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы людей, общества.

Ценность — это не природное свойство чего-то— внешнего предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека.

В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» — систему ценностных ориентации. А ценностные ориентации представляют собой одну из важнейших потребностей человека.

Ценности различаются по содержанию: человек, польза, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положительные и отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, безопасность — опасность, красота — безобразие.

Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выступают рычагом развития человеческой цивилизации. Общечеловеческие ценности происходят из приоритетности человеческих интересов, которые имеют социально-исторический характер, независимый от конкретного исторического периода. К признанным мировым сообществом общечеловеческим ценностям относятся человек, жизнь, свобода, счастье.

Какие же ценности выделяют современные школьники? Приоритетными являются: Экология, здоровье, семья.

Практическая деятельность.

Игра «Сотворение мира».

Важно, чтобы каждый из нас постоянно созидал самого себя. Каждый из нас — творец. Мы все творим миры. И сейчас пришло время вспомнить об этом.

А знаете ли вы, как был сотворен мир? Множество легенд и мифов повествуют об этом. И вот один из них.

Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь огромная черная бездна, царство хаоса. К северу от нее лежало царство туманов, к югу — царство огня. Тихо, светло и жарко было в царстве огня, так жарко, что никто кро­ме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить. В царстве туманов, напро­тив, господствовали вечный холод и мрак. Но вот в царстве туманов забил родник. Двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но родник бил не переставая, ледяные глы­бы росли и все ближе и ближе подвигались к царству огня. Наконец лед подошел так близко к царству огня, что стал таять. Из таявшего льда возникла гигантская корова. Зеленых пастбищ еще не было, и корова паслась на льду, облизывая соленые ле­дяные глыбы. Шло время, мир менялся, огромные силы царства хаоса следовало обуздать. Эту зада­чу выполнили боги. Они брали из хаоса, царств огня и туманов вещество и создавали землю, воду, огонь и воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звез­ды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год. Сотворив мир, боги надумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди.

Так это было, или иначе, не известно. Но ясно одно — каждый из нас имеет внутри себя творца. Но у каждого из нас он проявляется по-своему. Каждый день мы создаем внутри себя и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. Мудрецы говорят, что мы несем в себе частицу бога, создавшего мир. И сегодня нам предстоит создать свой соб­ственный мир.

Вы видите перед собой разноцветный пластилин. Разнообразные вещества в руках бо­гов подобны пластилину или глине, они легко воплощают любую идею богов.

Итак, сначала создали боги землю. Давайте возьмем пластилин, который поможет нам создать землю. Подержим его в своих руках, и разминая его и придавая ему форму, создадим землю.

Создавая землю, — комментирую в процессе игры, — боги думали о том, какой плодородной она будет. Они знали, что земля даст будущему человеку ощущения уве­ренности, прочности, научит его создавать предметы материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Они знали, что земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие. Они знали, что земля даст человеку богатство и научит им правильно распоряжаться... Итак, боги создали землю.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и те восхищались ис­кусству каждого. Но затем боги подумали, надо чем-то удобрить землю, и пусть этим станет вода. Они отложили созданную ими землю, взяли другой кусочек вещества (плас­тилина) и начали создавать воду.

Создавая воду, боги думали о том, какой живительной и чистой она будет. Они знали, что вода напитает землю и та даст богатый урожай. Они знали, что вода будет дарить человеку очищение; она напитает его внутренний мир разнообразными переживаниями и разовьет его чувствительность... Итак, боги создали воду.

Они любовались своим творением, показывали его другим богам, и боги восхищались искусству каждого. Затем боги соединили землю и воду в чудесную композицию... и по­казали ее другим богам.

Затем боги отложили землю и воду для того, чтобы посвятить себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества (пластилина) и начали создавать огонь...

Создавая огонь, боги думали о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Они знали, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека и помогать ему жить и творить. Они знали, что огонь укрепит дух человека и напитает его высокими уст­ремлениями... Итак, боги создали огонь.

Они любовались своим творением и показывали его другим богам. Огонь нисколько не обжигал божественные руки. Они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир со­здан... Но нет, для жизни необходим еще один элемент — воздух. Боги отложили свои ком­позиции и взяли по кусочку вещества (пластилина), необходимого для создания воздуха.

Создавая воздух, боги думали о том, что он будет связывать все элементы. Они знали, что он подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Они зна­ли, что воздух сможет переносить мысли людей, а значит — поможет им учиться и узна­вать новое... Итак, боги создали воздух.

Они любовались своим творением, показывали его другими богам. А потом они соеди­нили воедино землю, воду, огонь и воздух.

Так были созданы эти миры, и боги любовались ими и показывали друг другу. Они пора­жались и восхищались тем, насколько разными были сотворенные ими миры.

Небольшой обмен впечатлениями. Переход ко второму сюжету.

«Итак, боги полюбовались созданными мирами. Теперь пришло время населить их. И задумали боги создать человека. Им хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, кото­рый они сотворили. Поэтому они решили создать человека из того вещества, из которого создали мир.

Боги не привязывались к результатам своего труда. Они хотели, чтобы созданный ими мир был внутри человека. Поэтому они взяли тот мир, который только что создали, в свои руки. Согрели его своим божественным теплом и... скатали в шар.

В руках богов оказался разноцветный шар, в котором перемешались и земля, и вода, и огонь, и воздух. "Из этого теперь можно создать человека!" — решили боги.

Они разделили шар на две части: одну побольше, другую поменьше. И скатали два шара. Но этого было недостаточно для создания человека. Тогда они взяли больший шар и опять разделили его на две части: одну побольше, другую поменьше. Теперь у них было уже три шара, но и этого было недостаточно. "Жизнь размножается делением", — подумали боги и разделили тот шар, который побольше, еще на две неравные части, и скатали из них шары. Теперь у богов было уже четыре шара.

"Но этого мало", — решили боги и разделили больший шар еще на две части, превратив их в шары. Теперь у них было уже пять шаров. Но богам так понравилось заниматься делением, что они разделили больший шар еще на две части.

Теперь перед ними лежали шесть шаров. "Надо знать меру", — подумали боги, и напоследок отщипнули от большего шара маленький кусочек, скатав шары...

Перед богами лежали семь шаров разной величины. "Это хорошее число", — решили боги, и слепили из шаров человека. Самый большой шар стал туловищем, самый малень­кий — шеей, остальные шары стали руками, ногами и головой.

Человек, слепленный из шаров, развеселил богов. "Он должен быть подобен нам", — решили боги и стали вытягивать части тела человека, прочно соединяя их друг с другом. Так появился первый человек...

"Главное, он должен стоять на своих ногах", — решили боги и долепили своих человечков так, чтобы они прочно стояли на своих ногах.

Потом боги поставили своих человечков в круг и долго рассматривали их».

Небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями.

—    В каждом этом человечке — весь мир, который мы также создали своими руками. Но все эти человечки — новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят подарки. Подарки богов непросты, в каждом из них скрыт особый смысл. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими качествами его наделить, какой судьбы пожелать. Помните, мы отложили ценности, которые показались нам особенно важными. Подумайте, хотите ли вы подарить их своему человечку. Если нет, то подарите человечку другой подарок.

Ставим человечков на подставку.

— Пришло время дарить подарки.  Мы будем дарить подарки со словами: «Я хочу подарить этому человечку … (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд, для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка... (вы говорите, что принесет ваш подарок).

Называем ценность и передаем кольцо приклеивая листы. Получилось солнышко.

Мудрецы говорят, что ценнос­ти — это семена. Поэтому вы видите на столике семена. Земля — это питательная среда для семян. В нашем классе земля — это особый дух нашей команды. Давайте сейчас посадим семена в землю и польем их водой — пусть скорее прорастают! Итак, давайте подарим наши подарки!

Сегодня нам удалось убедиться в справедливости выражения: "Внутри человека — целый мир". Ибо мир, созданный нашими руками, мы поместили внутрь наших первых людей. Но давайте зададим себе вопрос: кого же мы лепили на самом деле? Конечно, самих себя, свой мир.

Ценности многообразны. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать» (В. Франкл) Сегодня, участвуя в упражнениях и играх для нас открывалось разнообразие жизненных ролей и происходило осознание нашего мира ценностей.

В принятых ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики нашей позиции и поведения, а также наши личностные характеристики, связанные с определенным пред­ставлением о себе и возможностях собственного активного про­явления в социуме. Путем принятия конкретных ценностей мы делаем выбор социальной позиции, а при взаимодействии с другими людьми - норм поведения. Ценностные ориентации имеют осо­бое значение, т.к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность све­ряет свои поведение и деятельность.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ

Игра «Ощущения». Каждый по кругу делится теми эмоциями, которые сейчас испытывает.

Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир -  такой большой, а  Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город -  такой большой, а  Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у  Зусси такая большая, одних детей только десяток. Так Зусси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи маленьким, самого себя. Благодарю всех за работу.


Автор(ы): Горностаева Оксана Станиславовна
Приложения: