Формирование коммуникативных навыков
у детей старшего дошкольного возраста

Смирнова Ольга Владимировна

Коммуникативные навыки играют ключевую роль в жизни каждого человека, и их развитие начинается с самого раннего детства. Для детей старшей группы детского сада этот период становится критическим в формировании способности эффективно взаимодействовать с окружающими. Старший дошкольный  возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

 В данной статье мы рассмотрим

основные аспекты и методы формирования коммуникативных навыков

у детей этого возраста.

1.      Развитие навыков общения

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты со сверстниками. Важной частью коммуникативных навыков является умение ясно и

четко выражать свои мысли. Для старших дошкольников активные

игры, ролевые пьесы и обсуждение происходящего вокруг мира

становятся эффективными инструментами. Работа в маленьких

группах, где каждый ребенок может высказать свое мнение,

способствует развитию умения слушать и внимательно реагировать на

мнение других. Важнейшая задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих.  Вот примерный комплекс игр и упражнений для развития общения детей старшего дошкольного возраста 

Игра№1

 Игра «Пусть всегда будет»

Цель: улучшение взаимоотношений в общении со сверстниками.

Ход: ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ»Все дети хором кричат: "Пусть всегда будет.», а один из детей добавляет свое желание, затем тоже самое проводится для всех детей группы.

Игра «Секрет»

Цель: формирование желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаё т небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку - это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть).

2.      Способность к эмпатии

Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, правильно строить взаимоотношения со сверстниками, помогут детям в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими их людьми. Способность поставить себя на место другого – важный аспект коммуникативной компетенции. Дети старшей группы, общаясь между

собой и с воспитателями, учатся понимать эмоции, развивают чувство

солидарности и готовности помогать другим. Разнообразные сюжетные

игры и обсуждение сказок способствуют формированию эмпатии.

Игра «Добрый волшебник»

Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Инструкция: «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

 Игра «Вежливые слова»

Цельразвитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи

3. Обучение невербальной коммуникации

Кроме устного общения, важно развивать навыки невербальной

коммуникации, такие как мимика, жесты и интонация. В процессе

театральных занятий и ролевых игр дети могут освоить разнообразные

выразительные средства и научиться использовать их для более

эффективного общения.

Игра №1 Чтобы показать ребенку, что общение может быть бессловесным, вызывать эмоции, можно поиграть в игру «Рассмеши Несмеяну». Взрослый делает «серьезное лицо», а ребенку предлагается мимикой, жестами, позами заставить «Несмеяну» улыбнуться. Дальше можно поменяться местами (ребенок «Несмеяна», а взрослый его смешит).

Игра №2«Магазин зеркал»

Цельразвитие способности понимать невербальные средства общения.

Ход: ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев, а все дети должны их повторить.

Игра№3 «Жизнь в лесу»

Цель: формирование умения пользоваться невербальным способами общения.

Ход: взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы обнимаем друг друга (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку, когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает, когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — гладим друг друга по плечу (показывает).

Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д.

Перед игрой детям обязательно нужно напомнить, что в игре преобладает невербальное общение, т. е разговаривать нельзя, все выражать жестами и мимикой

4. Работа с конфликтами

Столкновения интересов и различия мнений нередко возникают даже

среди детей старшей группы. Важно научить их конструктивно решать

конфликты, высказывать свою точку зрения без агрессии и быть

готовыми к компромиссам. Ролевые игры, где дети могут испытать

различные сценарии разрешения конфликтов, могут быть полезными.

Игра «Что и когда я чувствую»

Цель: профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детейразвитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.

Ход игры: ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люди (злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д., далее предлагает каждому ребёнку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…»«Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)

№2 Игра «Волшебный стул» (Шевцова И. В.)

Цельспособствование повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Материал: корона, «волшебный стул» - высокий стул

Ход: в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

5. Использование технологий в обучении

Современные технологии предоставляют множество возможностей

для развития коммуникативных навыков. Интерактивные

образовательные программы, мультимедийные материалы и

виртуальные коммуникационные средства могут быть включены в

образовательный процесс, делая его более увлекательным и

эффективным.

Заключение

Формирование коммуникативных навыков у детей старшей группы –

это комплексный процесс, требующий внимания как со стороны

педагогов, так и родителей. Развитие этих навыков в раннем возрасте

положит прочный фундамент для успешного общения в будущем,

способствуя не только социальной адаптации, но и общему успешному

развитию личности.


Автор(ы): Смирнова Ольга Владимировна
Приложения: