Реализация педагогических практик

Круцкая Алла Петровна

Аналитическое чтение – вид чтения, в процессе которого учащиеся отвечают на вопросы учителя аналитического характера или выполняют задания, направленные на анализ художественного произведения. Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. После завершения чтения осуществляется обучение «думанью во время чтения», т.е. производится анализ прочитанной части. Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому. Самый распространенный прием анализа — постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме системы вопросов (беседы), в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы (виды) работы с текстом:

· выборочное чтение (ответ на вопрос словами текста);

· устное словесное иллюстрирование (нарисуйте словами картину, которую представили себе);

· работа с иллюстрацией (рассмотрите и ответьте на вопросы по иллюстрации);

· прием сравнения (вспомнить произведения на ту же тему) [1].

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения становится словарно-лексическая работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Поиски новых, наиболее эффективных методов и путей анализа, более интересных приемов проникновения в мир художественных явлений всегда являлись важной составляющей методической науки. Большие возможности в этом отношении открывает сопоставительный (или сравнительный) анализ художественного текста. «Особенно важен для литературы метод сравнения, систематического сопоставления литературных явлений», - отмечал  В.В. Голубков. На сопоставительный анализ опирались в своих трудах известные литературоведы: В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин, Б.М. Эйхенбаум, А.С. Бушмин, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, В.Е. Хализев и другие. Прием сопоставления в процессе анализа художественного произведения использовали многие учителя и методисты прошлого века и рубежа веков: А.Д. Алферов, Ц.П. Балталон, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, [2].

Сравнение представляет собой познавательную операцию, лежащую в основе суждений о сходстве или различии объектов, и является одним из наиболее распространенных методов познания. Известное выражение «все познается в сравнении» имеет под собой глубокую основу. Сравнение помогает установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов. Прием сравнения помогает видеть предметы и явления с разных сторон, во всех связях и отношениях, помогает проникнуть в сущность вещей, выявить существенные признаки сопоставляемых предметов и явлений, позволяет выйти на определенный уровень обобщения, создает проблемную ситуацию. С помощью сравнения выявляются качественные или количественные характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания.

Учащиеся должны не только уметь видеть сравнения, сопоставить один элемент текста с другим, но понимать смысл того или иного авторского сопоставления, учиться через сопоставление глубже постигать художественный текст. Это возможно лишь при системной работе, Сопоставление как методический прием анализа текста — эффективный способ актуализации для интерпретатора смыслов, выраженных определенными языковыми средствами [3].

1.             Любезнова, Ю. В. Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе / Ю. В. Любезнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 30-36

2.             Методика внутритекстового сопоставительного анализа на уроках литературы в 9 классе. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Марьина О.Б.

3.             Иваненко Г.С. Сопоставительный анализ как прием интерпретации художественного текста в практике преподавания дисциплин филологического цикла// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2020.


Автор(ы): Круцкая Алла Петровна
Приложения:
65a56d0427860_Описание_примеров_применения_на_уроках.docx