Формирование читательской грамотности у пятиклассников

Блинова Светлана Николаевна

 В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Не секрет, что формирование читательской грамотности очень важная и актуальная задача, особенно у пятиклассников. Перед учителем литературы стоит задача: научить обучающихся понимать и анализировать как весь текст в целом, так и отдельные его микротемы, при этом нельзя допустить, чтобы изучение русского языка и литературы превратилось в вопросно-ответную форму изложения, поскольку снижаются понимание авторского замысла,  эстетическое восприятие, теряется художественная целостность произведения. к сожалению нынешние  пятиклассник, да и не только они, но уже и младшие школьники, неохотно читают, как они сами говорят: "Не любим читать, не интересно". Таким образом перед учителем-предметником стоит задача не просто научить чтению, но, главным образом , дать толчок, а точнее  привить и развить  умение читать. под понятием "научить читать" скрывается не просто механическая "программа- буквы-слоги-слова-предложения, но главным образом "осмысленное чтение". Моя задача как учителя - сформировать читательскую грамотность. Учитель не просто развивает необходимые качества, но и взаимодействует со
средой, в которой растёт ученик. Умение работать с текстом, поиск необходимой информации, способность принять ситуацию, высказать своё собственное мнение не только оттачивают умы учащихся, но и служат основой для освоения всех школьных предметов. 

В программе  школ появилось новое  понятие "читательская грамотность. Читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, чтобы достигать учебных и жизненных целей, увеличивать объем и глубину предметных и метапредметных знаний. Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы использовать чтение  как основной вид учебной деятельности в школе, уже в начальной школе необходимо формировать  специальные читательские умения, которые помогут обучающимся в работе с текстом и , самое главное в понимании этого текста
Оценка уровня развития читательской грамотности (исследования PISA) проходит с опорой на текст, при работе с которым учащемуся необходимо:
- находить;
- извлекать;
- интегрировать;
- интерпретировать;
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Для выявления сформированности у обучающихся уровня читательской грамотности необходимо соблюдать требования к предлагаемым текстам:
- информационная насыщенность и разнообразие материала;
- отсутствие привязанности к содержанию конкретных образовательных областей;
- соответствие возрастным особенностям школьника;
- соответствие читательским и жизненным интересам школьник

В качестве совершенствования подготовки обучающихся к вопросам, связанным по читательской грамотности. следует уже с пятого класса проводить дополнительные занятия ( в виде внеурочной деятельности или дополнительных кружковых занятий). Целью таких занятий являются:

-формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении, в том числе осмысленного чтения;

-формирование и развитие основ читательской компетенции,
для достижения лучшего результата  по всем предметам образовательной программы школы, то есть  данная работа ведется не только в рамках уроков русского языка и литературы, но и в рамках всех предметов, включая не гуманитарные;
 формирование в целом  функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, являющегося частью общества и социума.

Основными задачами, которые должны ставится перед учителем, ведущим данную программу  является  развитие в процессе чтения и осмысления текстов эстетические
чувства, формирование духовно-нравственной основы личности. Также немаловажным является вовлечение обучащихся в активные формы деятельности, связанные  с
чтением, в том числе игровой, развлекательно-познавательной. При этом не стоит забывать о  развитии  самостоятельности обучающихся.

Помимо осмысленного чтение пятиклассникам необходимо  освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (УУД) и
инструментарий формирования видов целевого чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации. 

Позднее, когда пройдет адаптивный период у пятиклассников, постепенно необходимо  знакомить их( пятиклассников) сначала с базовыми понятиями по теории текстового анализа, постепенно углубляя и расширяя эти знания. При этом необходимо пояснять смысл и значимость использования разнообразных приемов поиск, обработки и извлечения  основной информации в тексте, а также разделение этой информации по уровню значимости: основную и второстепенную. Подобная работа должна быть обязательна в среднем звене, т.к. это позволит более эффективно подготовить обучающихся к дальнейшим видам работы над текстом, включая написания различных видов изложения.

При  работе с различными текстами не стоит забывать о  разных стилях текстов, а также их типах и жанрах. Для текстов  различных стилей необходимо помнить об особенностях этих текстов. Так например, тексты публицистические и художественные могут иметь большое количество средств выразительности. А это значит, что в данных текстах не только сюжет и проблемный вопрос важен, но и тот "язык", которым передается информация.


Автор(ы): Блинова Светлана Николаевна
Приложения: