Работа с текстом. Приемы сжатия и способы свертывания информации

Худорожко Лилия Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает «овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу "умения учиться". Одной из таких ключевых компетенций является работа с текстом.

Однако практика показывает, что зачастую  ученики не всегда умеют вдумчиво вчитываться в текст, затрудняются произвести отбор материала, воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст.

Именно это заставляет искать новые приемы и способы при работе с текстом, позволяющие ребятам самостоятельно, осознанно интерпретировать полученную информацию, составлять суждения по ней, выделять главное, уметь применять в практической деятельности. Возможности текста исключительны: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы это условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого совершенствование, развитие чувства языка.

Уроки, где как высшая единица обучения выступает текст, активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся. Работу с текстом можно использовать на уроках-исследованиях, семинарах, практикумах, в деловых играх, в дискуссии, на интегрированных уроках. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.

Урок, посвященный упражнениям с текстами, можно определить как «урок-коммуникация», он позволяет формировать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи.

Учащиеся должны освоить приёмы поиска  нужной информации, овладеть алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

       Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


Автор(ы): Худорожко Лилия Владимировна
Приложения:
658e79492378a_Работа_с_текстом._Приемы_сжатия_и_способы_свертывания_информации...docx