Приемы работы над развитием орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС                  

Разуваева Ирина Владимировна

   Неправильное употребление и написание  слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни.

Д.И. Писарев

          ФГОС НОО ставит перед учителем конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические навыки  при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением  проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу. 

         Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

          Педагоги согласятся со мной, что орфографическая безграмотность детей стоит очень остро именно в наше время. Дети стали мало читать, больше времени проводят в социальных сетях, где общение происходит на уровне «азбуки Морзе», а не литературного языка. Поэтому перед школой и учителями встала нелегкая задача научить современного ребенка грамотно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.

          Первый этап формирования орфографической зоркости начинается с букварного периода в первом классе, с работы по Прописям  и Букварю на уроках письма и обучения грамоте  в процессе  звуко - буквенного анализа слов.

          Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости продолжается в первом, втором, третьем и четвертом классе на каждом уроке русского языка. И здесь важную роль имеют различные упражнения, которые должны выполнять учащиеся.

         Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России                 К. Д. Ушинский  к упражнениям предъявлял следующие требования: «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.  «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд…пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового».

          Проанализировав собственный опыт, опыт своих коллег, а также работы известных методистов, психологов, я пришла к выводам:

1)        работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;

2)        ввести понятие «опасные места», «сомнительная гласная/согласная буква», чтобы насторожить детей на появление возможных ошибок;

3)        проводить специальные упражнения на каждом уроке русского языка по развитию орфографической зоркости, включив их в минутки по чистописанию;

         Цель, которую я преследую при написании этой статьи, заключается в  желании поделиться собственным опытом работы по повышению грамотности и развитию орфографической зоркости у учащихся четвертого класса на уроках русского языка.

          Важной частью программы первых лет обучения русскому языку является выработка у учащихся каллиграфически правильного почерка. Поэтому на каждом уроке я провожу минутки чистописания, к которым дети уже привыкли. Упражнения подбираю тематические, по методическому рабочему плану таким образом, чтобы сразу решать несколько задач: по каллиграфии, орфографии, расширению словарного запаса и развитию речи. 

         С 1 сентября четвертого года обучения начинаю повторять алфавит по одной букве каждый урок. Работа строится следующим образом:

(Возьмем один урок на примере буквы Аа)

1) Аа  Ас ас  Ам  ам  Ав  ав  Ама  Ава   и т.д. 

- Написание какой буквы мы сегодня повторяем на уроке? ( Букву Аа, эта буква обозначает звук [а]. Это звук гласный, не смягчающий согласные звуки).

- Назовите нижние и верхние соединения букв. (Это делается только один раз, т. к. потом дети сами различают типы соединений).

2) Альпы, ананас, автомобиль, арбуз, Анна

     Задания: списать, поставить ударение,  назвать  и подчеркнуть орфограммы. Иногда прошу повторить правила. Одного ученика вызываю и ставлю оценку. Пять уроков вторая строка чистописания содержит такие задания, меняется буква и слова на нее. Затем можно добавить деление слов на слоги, для переноса, написать сверху количество звуков, букв. Изучая тему «Состав слова», можно одновременно подбирать однокоренные слова и изменять форму одного и того же слова. Например:

(Возьмем один урок на примере буквы Бб)

1) Бб  Бо  бо  Бм  бм  Ба  Боб  Бал 

2) берег,  берега,  бережок,  побережье,   у берега,  по берегу ( выделите корень, докажите, что часть слов является однокоренными, а часть -  формами одного и того же слова; какая здесь орфограмма)

       Работа над словами в минутке чистописания может идти по-разному:          

  1. Проговаривание уже написанных слов  -  это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. А так как буква – это значки фонем, прочитать слово  побуквенно означает представить букву, как знак сильной позиции фонемы.

Значение данного приема: орфо­графическое проговаривание помогает детям писать без ошибок и искажений; выступает в качестве контроль­ной операции при повторном прочтении уже написанного слова.

  1. Списывание слов  с пропусками букв - овладением этим умением формирует у учащихся навык самостоятельно пользоваться  правилами  при написании пропущенной орфограммы.

 

 Например: м..р..з, М..сква, м..двед..  и т.д.

    Третья  строка в минутке чистописания – это предложение.  Работа над предложением тоже строится в зависимости от того, что на данном уроке мы закрепляем и отрабатываем.

       1. Комментирование

«Комментированное письмо – это открытый и управляемый процесс  действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса» (К. А. Москаленко).

Оно заключается в следующем:

- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

- один из учеников записывает на доске,  комментируя каждое слово, где есть орфограмма;

- ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;

- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, ему сразу помогают другие ученики;

       2. Предложение с грамматическим заданием

Здесь можно предложить учащимся сделать синтаксический разбор предложения,  повторить сложные и простые предложения, однородные члены и т.д.

      Таким образом, в начале каждого урока я отрабатываю изученные темы, доводя их до автоматизма, тратя  максимум 7-10 минут,  и ставя по 2-3 оценки уже на этом этапе урока.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        В  работе я поделилась приёмами работы по формированию орфографической зоркости  в условиях ФГОС .

        В конце можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости на минутках чистописания:

1.         Работу по формированию орфографической зоркости необходимо  проводить на уроках русского  языка   учителем целенаправленно.

2.         Избегать пассивности детей  по усвоению того или иного вида орфограмм.

3.         Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости.

4.         Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид. Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.

5.         При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать  приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе,  и использовать их на каждом уроке.

     

     Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся к пятому классу, научить их самостоятельно и уверенно писать грамотно.

 Список использованной литературы

1.Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2000. №7.

2.Бессчастная, Е.Н. Ещё раз о словарной работе на уроке русского языка: Опыт молодым / Е.Н. Бессчастная // Начальная школа. 1999. №8.

3. Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 2001.

4. Маслова, Л.М. выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма / Л.М. Маслова // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №10.

5. Рыболова, З.Д. Формирование орфографических навыков / З.Д. Рыболова. // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №11.

6. http://festival.1september.ru/articles/311276/


Автор(ы): Разуваева Ирина Владимировна
Приложения: