Учебный диалог на уроках словесности

Шкенёва Татьяна Владимировна

Сегодня приоритетной целью современного образования является формирование коммуникативной компетенции  обучающихся. В  рамках уроков русского языка и литературы это позволяют делать технологии деятельностного типа.   В качестве подобного примера рассматривается диалоговая  технология, использование которой позволяет обучающимся вступать во взаимодействие  не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. Специфика учебного диалога связана с особенностью диалога в целом. Но если в живой разговорной речи диалог – это форма общения людей, то учебный диалог – это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель-ученик и ученик-ученик, реже ученик-класс, учитель-класс.

Используя диалог как метод обучения в своей работе,  я определяю его тему, прогнозирую его результат, намечаю продолжительность диалога, в котором  происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников в ходе урока появляется возможность реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя.

Лишь педагог, превосходно знающий особенности учебного  диалога, может создать диалогичную обстановку. А это:

-Наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы.

-Наличие двух и более собеседников.

-Возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения.

-Наличие цели организации диалога.

-Наличие обратной связи.

-Наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником, учеником и учеником.

      Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи.

Во время учебного диалога происходит обмен  информацией и регулируются межличностные отношения. В основе диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения. Учитель должен продумать содержание учебного диалога:

-Тематику;

-Формулировку вопросов и заданий;

-Материал диалога, который должен решать задачи урока.

  Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, он еще и полигон для упражнения речевой способности учащихся и условие усвоения ими законов человеческого общения.

     Усваивая полученные знания, вырабатывая навыки и умения, ученик одновременно усваивает правила речевого поведения и, в частности, правила диалога. К этим правилам относится способность ясно излагать свои мысли, понимать собеседников, добиваться адекватного понимания участниками диалога смысла высказывания.

    Диалогическая форма общения разнообразна, это и:

-Беседа.

-Упражнения на короткий диалог.

-Учебно-ролевые игры.

-Эвристический диалог.

-Учебная дискуссия.

-Диспут.

-Имитационно-моделирующие игры.

-Тренинговые  упражнения.

-Урок - исторический  портрет. 

   Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых, в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения, может быть сообщение  информации, постановка задач, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и т.д.

В учебном диалоге позиции партнеров жестко регламентированы: учитель учит, наставляет, воспитывает; учащийся учится, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении – это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог, постепенно вместе с детьми выработать правила ведения диалога, чтобы он был эффективен:

-предмет обсуждения должен давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения;

-важно направлять диалог в конструктивное русло (нужно избегать переключения внимания на другие темы);

-ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Задача педагога – найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать замысел урока, но и сохранить ведущую роль – обязательное соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками;

-педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях школьников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные мнения.

Таким образом, в центре содержания урока находятся участники образовательного процесса. Учебный предмет, да и само учебное занятие, рассматриваются не сами по себе, а в соответствии с задачей определения их роли и  места в широкой жизни ученика.   

 


Автор(ы): Шкенёва Татьяна Владимировна
Приложения: