Урок русского языка во 2 классе

Обобщение знаний об имени существительном

Максимова Валентина Валентиновна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Предмет: Русский язык

Тема: "Обобщение знаний об имени существительном".

Тип урока: обобщение знаний.

Предмет: русский язык

Класс: 2 "З"

 УМК: «Школа России»

Составитель: учитель начальных классов ГБОУ школа №471 Максимова Валентина Валентиновна

Цели:

Образовательная:

сформировать знания обучающихся об именах собственных, о правописании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии людей.

Развивающая:

развить представление учащихся о правильном написании имён, отчеств, фамилий. Развивать универсальные учебные действия школьников на каждом этапе урока.

Воспитательная:

формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде.

Деятельностная:

Формировать у обучающихся умение проставлять учебную задачу и гипотезу, применять знания по русскому языку в проблемных ситуациях. 

Задачи:

·Получение знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях.

· Развивать аналитическое мышления, память, монологическую речь; продолжить формирование орфографического навыка; расширять кругозор обучающихся; развивать творческие способности, исследовательские умения.

 ·Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.

Личностные УУД: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения

Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль

процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Планируемые результаты:

-Личностные: -формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью

-формировать коммуникативные умения детей

-Предметные: дети научатся

-различать имена существительные собственные и нарицательные,

- использовать специальную терминологию при определении частей речи,

- использовать правило написания имён, фамилий, отчеств людей

- составлять устный рассказ- описание по картине

- работать с разными источниками информации

 Узнают, что слова, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному в зависимости от их лексического значения.

Основные понятия: Часть речи, имя существительное, имя собственное, большая буква, имя, фамилия, отчество, имя нарицательное, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, число имён существительных.

Методы и методические приёмы:

Проблемный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование для обучающихся: тетрадь в линейку, презентация, раздаточный материал, учебник "Русский язык. 2 класс." В 2 ч. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий М. "Просвещение" :2012 - Ч.2-159с. в 2ч., 2 ч.

"Обобщение знаний об имени существительном».

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Начинаем урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

Как вы думаете, что пригодится нам для успешной работы на уроке? А ещё нам пригодится хорошее настроение.

Поэтому улыбнитесь мне, друг другу и гостям.

Покажите, как красиво вы научились сидеть на уроке и хорошо работать.

 

 

2.Минутка чистописания.

Откройте тетради. Положите их правильно.

 Проверьте правильность посадки и положение тетради

 

- Назовите буквы: Йй, Дд, Ее, Тт, Хх

-Запишите все буквы в порядке алфавита  (Записывают: Дд, Ее, Йй, Тт, Хх).

- Какая буква лишняя? (-Лишняя буква Ее, т.к. все остальные согласные).

- Какая буква среди согласных  лишняя? (-Йй. Она обозначает всегда мягкий согласный [й'],он непарный звонкий или сонорный)

- Какие ещё буквы, кроме Й могут обозначать [й']? (- Е,Ё,Ю,Я)

- В каких случаях? (Дети называют)

-Найдите и подчеркните ещё букву, которая обозначает звонкий согласный.(Дд)

- Двумя чертами подчеркните буквы, .обозначающие глухие согласные. (Тт, Хх)

- Соедините парные по звонкости-глухости согласные.(Дд-Тт).

Итак, вы рассказали на какие группы делятся буквы и звуки. Красиво написали буквы. Отметьте галочкой буквы, которые у вас получились больше всего похожими на образец.

 Кто считает, что у него всё получилось, поставьте себе на полях !.

У кого были небольшие затруднения - поставьте + .

 Если было очень трудно, то поставьте -.

3.Орфографическая минутка.

-Сейчас мы поработаем со словарными словами, в которых встречается буква е.

-  Перед вами слово в «звуковом» костюмчике.

 - Как называется такая запись? (Транскрипция)

 Выберите для него «буквенную» одежду.

-Запишите, разделите на слоги, обозначьте орфограмму графически.

[м'ит'эл']

[б'ир'оза]

[аб'из'й'ана]

[д'ир'эвн'а]

-Как называется орфограмма, которую обозначали? (-Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением.)

Оцените свою работу на орфографической минутке. Оценивают, ставят знаки на полях)

4. Формулирование темы урока, постановка цели.

Мы с вами весь урок что-то говорим. А как называется всё, что мы говорим?(речь)

- Что такое речь? Возьмите белую карточку и прочитайте статью из словаря.

-Какие виды речи использовали?(Устную и письменную (внешнюю),Внутреннюю(когда думали))

- Посмотрите на слова, с которыми вы сейчас работали и скажите, что у них общего?(ответы могут быть: во всех есть буква е, это имена существительные).

В зависимости от ответа детей учитель задаёт вопрос а или б

а) - В названии какой части речи буква Е встречается 3 раза.(Имя существительное)

б)- Знаем ли мы уже что-то об имени существительном? (Знаем)

- Мы уже много уроков изучаем эту часть речи. - Сегодня мы должны систематизировать и обобщить свои знания.

-Сформулируйте тему урока.( Тема: «Обобщение знаний по теме «Имя существительное».)

-Если мы сейчас дружно откроем учебник на стр. 67 и познакомимся с заданием №1, то узнаем какие цели стоят сегодня перед нами. (Дети читают задание №!)

 Выберите цель урока из предложенных.

  • Познакомиться с новым произведением.
  • Повторить материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
  • Закрепить и обобщить полученные знания по теме «Имя существительное».

-Предположите, чем будем заниматься на уроке.(определяем задачи урока)

·         Вспомним…(определение имени существительного)

·         Находить...(имена существительные)

·         Определять их … ( число)

·         Распределять по группам  на…( одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные)

-Молодцы

5. Закрепление обобщение знаний об имени существительном. (На доске появляется изображение имени существительного).

На уроках у нас всё время присутствовал вот такой гость.

 Узнали его? (Имя существительное)

На предыдущих уроках вы побывали в роли художников-модельеров и придумали для него одежду.

Почему мы нарядили его в такой костюм?

(Мы нарядили его в костюм волшебника, потому, что может превратиться во все, что существуют в окружающем мире.)

 -Костюм нашего героя рассказывает нам о его характере?(По одежде мы угадали волшебный характер нашего гостя.)

-Сегодня на уроке Макар и Аня оформят дом, который мы с вами, превратившись в архитекторов, спроектировали на уроке изо. Кем они сегодня должны будут поработать?(дизайнерами интерьера)

-Итак, существительное -это (самостоятельная часть речи)

-Как же нам отличить существительное от других частей речи? (- Обозначает предмет. Называет всё, что существует. Поэтому так называется. Отвечает на вопросы кто? что?)

 

-Определение вы выучили. Молодцы! Но знать его нужно не только знать, но и уметь применять.

Задание №1(Отрабатывается умение находить имена существительные)

Перед вами на белой карточке слова Найдите и подчеркните слова, которые не являются существительными. Действуем  по плану(1. Прочитай слово 2.Задай вопрос 3. Подумай, что обозначает 4. Определи часть речи)

Пенал, бежит, юбилей, мороз, грусть, гроза, война,

весенняя, мяч, печаль, жара,

-Вспомните, что может скрываться за словом предмет в определении имени существительного.(Конкретные предметы, явления природы, события, чувства.)

- Соедините слова с названием  группы, к которой их можно отнести.

                                                          мяч

Предметы                                        бежит

                                                         юбилей

                                                         мороз

явления природы 

                                                         тетрадь

                                                         война

события                                          весенняя

 

                                                         печаль

 

чувства                                            жара

 

                                                        грусть

 

-Найдите синонимы и антонимы.

-Проверим. Оценим свою работу.

 

Физкультминутка

Задание №2(Отрабатываем умение делить на одушевлённые и неодушевлённые)

Работа в парах.(Повторим правила работы)

У вас на жёлтых карточках задания трёх уровней.

Первое задание под пунктом а) очень простое. Надо прочитать слова и соединить их с вопросом.

Прочитайте слова задания  б)и скажите на какой вопрос все они отвечают?

-Как называются такие существительные?(одушевлённые)

Сейчас вы побудете немного волшебниками.

-  Если вы замените в них одну букву, то получатся слова, которые будут отвечать  на вопрос Что?

- Как мы называем такие существительные?(неодушевлённые)

Задание №3 - это анаграммы . Даны слова, обозначающие неодушевлённые предметы. Попытайтесь переставить буквы местами так, чтобы получились слова, которые обозначают одушевлённые предметы.

А).Соедини слова вопросом, на который они отвечают.

Ученик

месяц                                 Кто?

лимон

заяц                                    Что?

девочка

гроза

Б).Замените в словах одну букву, чтобы получилось слово, обозначающее неодушевлённый предмет

Кто?           Что?

  цапля -_____________

  коза - _____________--

  сом - _____________

  рак - ______________

В). Анаграммы(переставь буквы, чтобы получилось слово, обозначающее одушевлённый предмет).

Пион -____________

банка -_____________

числа -_____________

камыш-_____________

Проверим, оценим работу.

Задание №3 (нарицательные и собственные)

-Продолжаем говорить о признаках имён существительных.

-Посмотрите на упр.4. На какие группы можно разделить слова?

1 вариант запишет собственные имена существительные в тетрадь,

2 вариант- нарицательные.

Проверим, оценим работу.

 

 

Физкультминутка для глаз.

Работа в группах.(повторим правила)

- Каждой группе даю набор слов. Составьте из них предложения.

Проверим, что получилось.(Петя Воробьёв нашёл гнездо воробьёв.)

Запишите предложение. Обозначьте орфограмму "Большая буква в именах собственных".

Мы повторили постоянные признаки имён существительных.

Задание №4(Изменение по числам)

-Упражнение 3, с 67

-Как же изменяются имена существительные?(По числам)

-Составьте из слов предложение. Над существительными укажите число.

-Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

- В предложении существительное может выполнять роль подлежащего или является второстепенным членом.

Весь урок наши дизайнеры работали и вот у них получился дом, который поможет вам вспомнить всё о существительном.

6. Итог занятия

-Мы оформили дом для существительного.

-Что мы можем сказать о характере хозяина глядя на оформление его жилища.

Вернитесь к заданию №1, стр. 67. Напомните какая была цель урока?

  • Закрепить и обобщить полученные знания по теме «Имя существительное».

-Цель достигнута? (Да)

Спасибо за работу. Мне очень понравилось как вы работали.

- Посмотрите на поля своей тетради. На протяжении всего урока вы оценивали свою работу. Сейчас мы закончим оформление жилища нашего главного героя.

Мы с вами применили один литературный приём и говорили о понятии "имя существительное", как о человеке (волшебнике). Как такой приём называется? (Олицетворение)

-Зачем?(Чтобы было интереснее).

- Сейчас вы поработаете ландшафтными дизайнерами.

-Что такое ландшафт?

-Кто такой ландшафтный дизайнер?

 

 Перед домом есть трехъярусная клумба. Но она совсем без цветов. У вас на партах лежат цветы.  Посадите свой цветок на верхний ярус те ребята, у которых на полях стоят только восклицательные знаки. На средний ярус те, у кого больше  плюсов. А на нижний те, кому пока ещё было очень трудно.

Спасибо за урок!

 

 

Интернет ресурсы:

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-bolshaya-bukva-v.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/08/25/konspekt-uroka-bolshaya-bukva-v-imenakh-sobstvennykh-1

http://www.myshared.ru/slide/323672/

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/150726

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-bolshaya-bukva-v-imenah-otchestvah-fa.html

 


Автор(ы): Максимова Валентина Валентиновна
Приложения:
656a300a04bd9_обобщение_знаний_об_имени_существительном..ppt