Актуальность обучения младших школьников вычислениям
с использованием ЭОР

Холикова Алена Витальевна

Современный мир изменяется, а с ним изменяются и разрабатываются
новые технологии. Ранее обучение строилось на основе учебника, тетрадей и
печатных материалов, но в последнее десятилетие стали активно внедряться
электронные образовательные ресурсы в обучение (ЭОР). Первое
упоминание об ЭОР в федеральном государственном образовательном
стандарте (ФГОС) было в 2009 году, в обновленном ФГОС отмечается, что
ученику должен быть обеспечен доступ к ЭОР по всем учебным предметам, а
также впервые предлагается перечень ЭОР на федеральных и региональных
базах, который учитель может использовать на уроках.
После введения ЭОР в учебный процесс появились публикации по
данной тематике. Например, Полат Е.С. «Педагогические технологии
дистанционного обучения», Осин А. В «Электронные образовательные
ресурсы нового поколения в вопросах и ответах», Баранова Е. В.
«Электронные ресурсы нового поколения для организации учебного
процесса», Суворов Т.Н «Подготовка к проектированию и применению
электронных образовательный ресурсов», Хаблиева С.Р. «Электронные
образовательные ресурсы в контексте реализации ФГОС».
Следует отметить, что существует много различных публикаций для
базового понимания, создания и использования ресурсов, но мало внимания
уделено тому, как использовать ЭОР на уроках математики при обучении
внетабличному сложению и вычитанию.
Сам процесс изучения математики сложен для детей. В начале
обучения детям все интересно, ведь они приобрели новый статус «ученик»,
поэтому их легко заинтересовать. Во втором классе, как показывает
практика, мотивация учеников снижается, в том числе к изучению
вычислений, так как существуют калькуляторы, приложения с
вычислительными свойствами, вычислительные умения детей не обладают
нужными качествами, но они важны для дальнейшего обучения.
Исходя из этого, учитель вынужден искать новые средства, одним из
них является использование ЭОР. Они позволяют показать сам процесс
вычисления, тогда как статичные иллюстрации этого не могут. Таким
образом, ЭОР может повлиять на осознанность вычислительных умений. На
этапе ознакомления с приемом учителя иногда используют и предметные
модели, но делают это не часто, так как тяжело организовать работу каждого
ученика: палочками и их пучки надо принести, они падают, работа занимает
много времени. Также стоит отметить, что не каждый прием удобно
моделировать на счетных палочках, а ЭОР поможет учителю показать прием
в динамике, что важно для осознанности вычислительных умений.
Анализируя различные высказывания учителей на форуме
«Педсовет.ру», мы пришли к выводу, что некоторые считают
целесообразным использование ЭОР только в гуманитарных науках, а также
часто заменяют ими традиционные задания на бумажном носителе. Одним из
условий использования ЭОР является целесообразность: не всегда следует
заменять бумажные носители на электронные, одной из причин являются
рекомендации СанПиН: «Общая продолжительность использования ЭСО на
уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет –
20 мин.; компьютера – для детей 1-2 кл. – 20 мин., 3-4 кл. – 25 мин.».
Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных
ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска
и планшет) не допускается» 
Следует обратить внимание и на отбор ЭОР, так как в сети много
заданий, составленных другими учителями, не всегда грамотно. Ошибка
может произойти, если учитель неверно использует ЭОР. Одной из часто
встречаемых проблем является несоответствие ЭОР этапу формирования
вычислительных умений, цели и виду урока. Например, на этапе
ознакомления следует использовать анимацию, а если дать ЭОР с игровой
направленностью, то не будет устойчивого внимания учеников для изучения
темы, это может сказаться на качестве формирования умения, пострадает
осознанность, а от нее и правильность. Создавая урок, учителю важно
продумывать цель, этап урока и способ включения ЭОР в урок.
Преимуществом этого средства является возможность использования и
на уроке, и в качестве домашнего задания. Дети болеют, пропускают урока
по другим причинам, не все успевают быстро усвоить материал. Благодаря
ЭОР, ученик без особых трудностей сможет изучить тему дома, услышав
грамотное объяснение, а также пересмотреть и закрепить материал, если с
первого раза не усвоил тему.
Тема актуальна и тем, что уже в 2022 году появились официальные
сайты, которые рекомендует ФГОС к использованию на уроках, современное
обеспечение школ ИКТ позволяет разнообразить и улучшить качество
уроков. Но как было уже отмечено выше, много литературы существует по
базовым правилам использования и создания ЭОР, а для определенных тем,
например, как внетабличное сложение и вычитание, специальных материалов
мало. Для практической реализации идея должна быть разработана на
методическом уровне.


Автор(ы): Холикова Алена Витальевна
Приложения: