Птичья столовая

Квакина Мария Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 27
Калининский район Санкт-Петербурга

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, расширять знания об особенностях живой природы родного края.

Задачи:

ü    активизировать наблюдательность;

ü    заложить основы экологического воспитания у детей;

ü    развивать мышление, слуховое и зрительное внимание;

ü    развивать звукопроизношение, звукоподражание с шипящими звуками;

ü    учить сочетать речь с движением;

ü    учить отгадывать загадки описательного характера;

ü    развивать логическое мышление;

ü    развивать мелкую моторику - уметь загибать пальцы во время счётных упражнений

Оснащение: Кормушка для птиц; 3 баночки с кормом для птиц - подсолнечные семечки, просо, просушенные ягоды; указатель с надписью « Птичья столовая»; фигурки из картона зимующих птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправимся по экологической тропе к тому месту, где птички прилетают к кормушкам, чтобы покушать. Это место называется « Птичья столовая». В зимнее время птицам холодно и голодно, а люди стараются помочь пернатым пережить суровую зиму; изготавливают кормушки , подкармливают зимующих птиц семенами, орехами, крупой, синичкам кладут или подвешивают на деревьях кусочки несоленого сала, птицы не замёрзнут во время сильных морозов, если будут сыты. Я загадаю вам загадки про знакомых вам зимующих птиц:

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет... (ВОРОБЕЙ).

 

Сама вся сероватая,

 Походка мешковатая,

 Важная персона-

 Зовут её… (ВОРОНА).

 

Эти птицы рядом с нами-

Мы зовём их сизарями,

И зимой в мороз и голод

Не покинет город … (ГОЛУБЬ).

 

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её…(СОРОКА).

 

Чёрная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени …(СИНИЧКА)

 

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри-

Там расселись …(СНЕГИРИ)

 

(По мере того, как дети отгадывают загадки, воспитатель показывает фигурки зимующих птиц из картона).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту птичку, как она называется? (ответы детей - синица) Отвечать на вопросы нужно полными ответами, для этого надо слушать вопрос внимательно. Какого размера птица? Правильно, ребята, синичка маленькая по размеру. Она меньше, чем ворона или голубь. Какой хвостик у синички? Хвост у синицы короткий, значит она короткохвостая. Какого цвета грудка у синицы? А грудка у синицы жёлтая, значит птичка-синичка желтогрудая. Как подает голос синичка? Давайте попробуем звуками подражать пению синицы. «Цынь, цынь» - так свистят синички! Какой корм любят синицы? Синицы любят несолёное сало, просо, хлебные крошки.

Побудем немного птичками и поиграем в игру!  Для этого мы с вами перейдём на игровую площадку подальше от этого места, чтобы не беспокоить пернатых друзей! (Дети уходят на другую площадку для игры.)

Игра: « Гори-гори ясно!»

 Выберем водящего, считалочку для этого прочитаем:

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты!

Дети встают по кругу, а водящий за кругом с платком в руках. Дети идут в одну сторону, водящий идёт в другую сторону. Все произносят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят!

С окончанием  слов дети останавливаются, водящий кладёт платок рядом с игроком, становится спиной к его спине и на счёт до трёх они бегут в разных направлениях. Кто первым обежит круг и схватит платок, станет водящим. Проигравший игрок становится с ребятами в круг. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра: «Стайка, стайка, полетай-ка!»

Попросим детей изобразить стайку дружных птичек, которые прилетели к кормушке и клюют семечки. Дети становятся все вместе – стайкой, чтобы выполнять команды воспитателя и копировать движения. Со словами «Стайка, стайка, полетай-ка!» - дети бегут за педагогом и  по команде размахивают руками. « Стайка, стайка, приседай-ка!» - дети приседают. « Стайка, семечки  поклюй!»- дети стучат пальчиками по ладошке, изображая, как птички клюют корм. При следующей команде: « Стайка, стайка, полетай-ка!»- дети вновь бегут, размахивая крыльями. Сначала все движения делаются вместе с педагогом, в дальнейшем, дети действуют только по команде взрослого. В конце игры вместо слов « Стайка, стайка, полетай-ка!» говорим детям: « Склевали весь корм, нет больше семечек! Стайка, стайка, отдыхай-ка!»

Игра: « Следы на снегу!»

Воспитатель указывает на кормушку и просит посчитать птичек: «Давайте посчитаем на пальчиках, сколько обедает птичек в кормушке (три!), сколько птичек сидит рядом на веточках (две!), а сколько всего прилетело птичек пообедать? Птицы всё летят и летят! А кто это скачет по снегу, оставляет следы? Показать пальчиковое упражнение: средний и указательный палец «скачут» по ладошке, изображая движения птицы.

Скачет, скачет воробей,

Просит маленьких детей:

«Дайте крошек воробью-

Я вам песенку спою!»

Воробей- птичка маленькая, лапки у него маленькие, поэтому и следы на снегу остаются тоже маленькие.

Вот ходит голубь по дорожке-

У него замёрзли ножки!

Показываем пальчиковое упражнение. Два пальца - средний и указательный « идут» по ладони. Голубь больше воробья, поэтому следы у него побольше.

Воспитатель: Хорошо поиграли. Все были внимательными. Молодцы, ребята!

Список литературы:

1.               Лысаков В. Г. 1000 загадок. М: АСТ 2022 320с.

2.               Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - СПб : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-80с.

3.               Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет,2006.-208с. 


Автор(ы): Квакина Мария Александровна
Приложения: