Понятие и сущность индивидуализации

Ткачук Виктория Александровна

Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Основная задача педагога — воспитывать обучающихся, способных эффективно применять полученные знания в своей работе и продолжать обучаться на протяжении всей своей жизни. В каждом классе школы обучаются дети разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Одни отстают в умственном развитии от своих сверстников, другие отличаются невнимательностью на уроках, кто-то пропускает большое количество уроков по болезни, а есть и те, которые мгновенно схватывают материал.

Политика нашего государства в области образования ставит перед школой задачи повысить качество обучения, воспитания и обеспечить более высокий уровень научного преподавания каждого предмета. Качество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к обучающимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности. Во время урока необходимо суметь привлечь всех учащихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.

Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все обучающиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.

Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.

Главная цель индивидуализации обучения состоит в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого обучающегося, полнее развивать их способности, склонности и интересы.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных подгруппах, учитывающей индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Рассмотрим как данное понятие трактуют разные педагоги. Чередов И.М. даёт следующее понятие вышеобозначенного термина: "С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения". 

Осмоловская И.М. трактует вышеобозначенное понятие следующим образом: "Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика". 

Кирсанов А.А. рассматривает индивидуализацию учебной работы как "систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения".

При определении понятия "индивидуализация" ограничиваются учетом особенностей групп обучающихся, сходных по какому-либо комплексу качеств Бударный А.А. и Рабунский Е.С. 

В российской педагогической энциклопедии приведено следующее определение: "Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика". 

Унт И. Э., трактует понятие "индивидуализация" следующим образом:

"Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются". 

Селевко Г.К., например, в своей монографии "Современные образовательные технологии" определяет индивидуализацию как организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.

И.Э. Унт выделяет следующие основные формы индивидуализации:

1. Дифференциация обучения – разбиение обучающихся на несколько групп с учетом их особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам.

Дифференциация в свою очередь подразделяется еще на 2 подвида:

· Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в классе, с учетом их индивидуальных способностей и особенностей;

· Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

2. Внутриклассная индивидуализация учебной работы – это приемы и способы организации индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы. 

Необходимость применения внутриклассной индивидуализации тем настоятельнее, чем более разнородный класс служит объектом такой работы. В таком классе индивидуализация может проходить во всех трех формах классной работы: фронтальной, групповой и индивидуальной.

1)    Фронтальная работа

При такой форме работы принимаются во внимание индивидуальные особенности обучающихся при опросе во всех звеньях учебного процесса.

Пример организации такой формы работы можно привести следующий: применение учебной беседы, в ходе которой обучающихся провоцируют на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных, внепрограммных знаний. А также учет индивидуальных особенностей в ролевой игре, в дискуссии, которые проводятся на уроке.

2)    Групповая работа

При такой форме работы обучающиеся делятся на некоторые подгруппы, которые формируются учителем на основании уровня развития обучающихся (обычно это уровень знаний). В таких случаях более сильной группе предоставляются более сложные задания, а более слабой – задания более упрощённые. Но также группа может быть сформирована и на основании пожеланий самих учеников. В таком случае будут работать в одной группе учащиеся со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Такая работа будет создавать особо благоприятные условия для проявления личных качеств.

3)    Индивидуальная работа

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения предоставляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит самостоятельно и в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа обучающихся – это такой способ учебной работы, при котором:

·  Обучающимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;

·  Такая работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;

·  Выполнение данной работы требует от обучающегося умственного напряжения.

В ходе данного вида работы каждый обучающийся получает конкретное задание, которое предполагает выполнение некоторой письменной работы. Обучающимся даются разные задания, которые подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей школьников.

3.     Прохождение учебного курса в индивидуальном темпе каждого обучающегося – это может происходить, как убыстрено, так и замедленно.

Таким образом, индивидуализация обучения является неотъемлемой частью учебного процесса, она должна быть направлена на каждого обучающегося в классе, независимо от уровня его успеваемости. Главной целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания обучающихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.

 


Автор(ы): Ткачук Виктория Александровна
Приложения: