Значение фольклора в жизни дошкольников

Шепелевич Елена Сергеевна

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва успеваем за бешеным ритмом каждодневных дел и проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема нашего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения.

Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение. Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные возможности. Ребенку важно чтоб его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти и к чему стремиться. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Трудно переоценить значение фольклора в жизни дошкольников. Детский фольклор — это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Фольклор всюду сопровождает ребёнка, учит и развивает, приобщает к добру, красоте и мудрости. Знакомство с фольклором своего народа помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о мироздании, природе, красоте жизни. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.

А.М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой». Этим требование забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр связан с игровыми действиями ребёнка, то игра ведётся на уровне смысла, понятия, слова, звука. Известный советский психолог Б.М. Теплов говорит о том, что вовлечение детей (и не только одарённых) в творческую деятельность «очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям».

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитывать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребёнке необходимо поддерживать радостные эмоции. Главное назначение малых форм фольклора, с которыми знакомятся дети раннего возраста – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной педагогики, нравственного и эстетического воспитания.

Педагог, используя в своей работе малые фольклорные формы, сам должен уметь выразительно и грамматически правильно говорить, быть эмоциональным, уметь петь, танцевать, перевоплощаться в того или иного персонажа. Иногда с помощью выразительно голоса, мимики, жеста, удаётся добиться понимания детьми того или иного фольклорного произведения.

Следует обратить внимание педагогов на то, что при отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные возможности детей.

Для младшего дошкольного возраста первое знакомство с фольклором начинается с малых фольклорных форм: потешки, пестушки, считалочки, короткие сказки. С их помощью прививаем детям навыки правильной, грамотной, эмоционально-окрашенной речи («Ладушки», «Сорока-сорока», «Заинька» и т.д.).

В среднем возрасте больше внимания должно уделяться народным песням и сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Через песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние и весенние хороводы). Множество народных песен несут в себе забаву и именно поэтому являются более любимыми детьми, например «Бабка Ёжка». Песня сама по себе очень сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – прививать любовь к прекрасному, воспитывать эстетически вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте большее внимание уделяется былинам, обрядовым песням, частушкам, народным праздникам, играм. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений. Особенно дети любят частушки. Через частушку дети учатся понимать юмор, шутки. Исполнение часто сопровождается игрой на народных музыкальных инструментах: ложках, трещотке, шаркунках. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребёнок впитывает в себя представление о красоте человеческой души. Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Делу – время, потехе – час». Так же дети знакомятся с загадками, которые развивают их мышление, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности (мягкие лапки, а в лапках царапки – кошка). Еще одним важным жанром фольклора является игра. Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. Мы должны помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В весёлой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Ребёнок живёт чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором развития эстетического чувства ребёнка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-эстетическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.

 Мы планируем проведение фольклорных праздников согласно народному календарю. Осенью: «Кузьминки», «Осенины», «Синичкин день», «Капустки». Зимой: «Коляда», «Масленица», «Рождество». Весной: «Встреча птиц», «Пасха», «Вербное воскресенье». Все эти праздники помогают погружать детей в атмосферу жизни нашего народа тогда, когда жизнь людей была связана со сбором урожая, природными явлениями. Важно показать, насколько человек зависел он природы и её явлений и объяснить, что именно поэтому так бережно к ней относился.

Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нём непрерывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребёнка, раскрытию лучших качеств его личности. Надо помнить, что все жанры фольклора важны. Эти жанры помогают посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не рушить, украшать, а не делать жизнь на земле бессмысленной и беззаботной. Все жанры помогают провести время с пользой и увести ребёнка в мир добра, радости и творчества.

В результате своей работы мы видим, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу и к окружающему их миру. Это же отмечают и их родители.

Интерес к фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.

Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

Народное творчество это кладезь, неисчерпаемый родник, который несёт всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребёнка – гражданина России, патриота.


Автор(ы): Шепелевич Елена Сергеевна
Приложения: