Проявление интереса младших школьников к творческим
письменным работам во внеурочной деятельности

Цаканян Ани Вагановна

Познавательный интерес представляет собой обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями избирательную направленность личности. Формирование познавательного интереса проходит несколько этапов. Основная сложность в его развитии у школьников заключается в том, что требуется вызвать у них внутреннее побуждение к познавательной деятельности.

На уроках русского языка, развития речи, учащиеся выполняют такой вид творческой работы, как сочинение. Творческой эта работа является потому, что требует от учеников выражения своих собственных мыслей, умения структурировать их в тексте, использовать средства языковой выразительности и многое другое. Ведя детей от жанра к жанру, учитель помогает младшим школьникам накапливать реальный речевой опыт, учить их речевому общению. Работа над сочинениями различных жанров развивает интерес к творчеству. Помимо различных видов работы, вызывают интерес у младших школьников темы, которые для них являются актуальными, содержание занятий.

Внеурочная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Эта работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие.

В соответствии с целями исследования был проведён констатирующий эксперимент, в котором решались следующие задачи: 

- установить степень интереса школьников к написанию творческих письменных работ;

- выяснить мнение учителей о возможностях внеурочной деятельности для развития у школьников интереса к написанию творческих письменных работ;

- определить уровень проявления творческого отношения учащихся к составлению текста.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено:

·        анкетирование учащихся;

·        анкетирование учителей;

·        написание сочинения «Моё любимое животное»

·        написание сочинения по желанию.

      Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ школы № 104 имени М.С. Харченко Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 класса в количестве 24 человек.

Чтобы выявить уровень проявления творческого отношения к написанию сочинения, было дано задание написать сочинение на тему: «Моё любимое животное».

Анализ содержательной стороны сочинений проводился по одному из главных показателей проявления творчества в тексте – оригинальности замысла. Результаты анализа сочинений по этому показателю приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Уровень проявления оригинальности замысла в сочинениях 
(высчитывалась по формуле: Or = 1 / r, где r - частота встречаемости замысла)

Показатели уровня проявления оригинальности замысла в текстах

Количество учащихся (чел.)

0,14

7

0,5

2

1

1

 

В ходе анализа были выявлены уровни проявления оригинальности замысла в текстах:

-       высокий уровень оригинальности текста (1 - 0,5). К этому уровню был отнесен текст, в котором мальчик написал о судьбе собаки Альмы, о том, через что ей пришлось пережить, прежде, чем она нашла дом, где у нее сложится счастливая жизнь,

Приведу отрывки из текста, чтобы показать, как реализуется этот замысел.

Её история начинается печально. Щенком она оказалась на улице, где ей грозила верная смерть. Щенка заприметила проходящая мимо бабушка и забрала к себе домой. Со временем этот комочек шерсти стал превращаться в крупного щенка, который громил и портил всю мебель в маленькой квартирке.

Сердце у хозяйки разрывалось, так как она понимала, что животному плохо жить в таких условиях.

Альма теперь живёт не просто в квартире, а в большом доме и бегает вольно по прекрасной деревне, дружит с детьми и своими сородичами. Она очень верная, умная и надежная собака, и самое главное верный друг.

В сочинении глубоко раскрыта тема, ярко и выразительно описана история собаки, использованы разнообразные языковые средства для передачи отношения автора. Содержание логично, последовательно. Объем сочинения значительно превосходит норму; лексика и синтаксис разнообразны.

-       низкий уровень оригинальности замысла текста (0,14).
         У меня есть собака Жулик и у него карие глаза. Он шоколадно-коричневого цвета. Ему скоро семь лет. Мы нашли его на улице.

         Жулик любит спать не на своём месте. Он игривый и любит играть и много спать. Моя собака еще любит гулять, особенно осенью!
        Мы его купаем шампунем для собак. Ещё мы подстригаем ему когти. Мы его очень любим. (Эрик)

Мальчик написал о своей собаке. О том, как она выглядит, сколько ей лет и, что она любит делать.

Тема раскрыта. Размер сочинения небольшой. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

         Как показал анализ текстов, когда есть интерес к работе, тогда проявляется творческое отношение, текст получается оригинальным и интересным.

Анкета для учителей включала 6 вопросов.Опрос учителей показал следующее. Учителя единодушны в том, что необходимо изучать накопленный в современной педагогической практике опыт о путях повышения интереса школьников к написанию творческих письменных работ, а также использовать для этого внеурочную деятельность.

В своей работе средства внеурочной деятельности для повышения интереса к написанию творческих письменных работ используют почти все педагоги (10 из 12 опрошенных) и абсолютно все учителя согласны с утверждением о том, что внеурочная деятельность могла бы способствовать повышению интереса школьников к написанию сочинений.

На уроках русского языка учителями используются следующие виды работ с целью повышения интереса к нему: творческие словари; составление синквейнов; составление кластера; разгадывание кроссвордов и ребусов; сочинения на свободную тему.

           В качестве форм внеурочной деятельности учителями используются творческие игры, конкурсы, творческие проекты (составление кроссвордов, сочинение сказок, подготовка стенгазет).

Анализ анкет показал, что учителя изучают опыт других учителей, стараются использовать разные виды работ, чтобы повысить интерес к написанию творческих письменных работ.

Учащимся в анкете были заданы следующие вопросы.

Анкетирование младших школьников позволяет судить о том, как учащиеся сами себя оценивают, отвечая на вопросы. Судя по ответам, большинство проявляет интерес к письменным творческим работам, если им интересна тема.

Чтобы проверить, насколько соответствует действительности оценка учащимися своего отношения к творческим работам, было дано задание написать сочинение для конкурса по теме: «Моё любимое занятие». Из 24 учащихся написали 4 ученика. После сочинения был проведен опрос, чтобы выявить, по какой причине были написаны или не написаны работы.

Опрос показал следующие результаты. На вопрос «Почему ты написал сочинение?» учащиеся ответили:

·     хотел(а) поучаствовать в конкурсе ­– 2 уч-ся;

·     люблю писать сочинения – 1 уч-ся;

·     понравилась тема – 1 уч-ся.

    В написанных сочинениях высокий уровень творческого отношения к созданию текста выявлен в 3 работах. Приведем в пример отрывок из сочинения, в котором девочка пишет о своей любви к музыке.

Сочинение №1                              

       У каждого человека есть свободное от учёбы и работы время. Время, которое он использует для занятия любимым делом, своим увлечением.

      Я очень люблю музыку. Люблю слушать разную музыку, современную и классическую. Но больше всего люблю играть на фортепиано сама. Я занималась музыкой с учителем и играю разные произведения, но в свободное время сочиняю сама. Когда за окном идёт дождь, мне кажется он играет на инструменте, и я бегу к инструменту, чтобы ему подыграть. Музыка переносит меня в сказочным мир, где все танцуют под мою мелодию. Когда я играю, то младшая сестрёнка смеётся и танцует. Это очень весело и забавно.

       Иногда бывает очень трудно играть новые произведения, и я расстраиваюсь, но, отдохнув, снова сажусь играть. Когда музыка наполняет комнату, настроение улучшается. Мне кажется, что всё, что меня окружает, живёт в ритме моей музыки, и я счастлива.     (Виктория В.)

Тема раскрыта достаточно глубоко. Замысел сочинения полно раскрыт в содержании текста и отличается оригинальностью, текст логично, последовательно построен. Размер сочинения –  135 слов, что превосходят норму. Работа отличается разнообразием используемых лексических средств и синтаксических конструкций.

Сочинение №4 не отличается высоким уровнем проявления творчества.  В ходе опроса школьница сказала, что хотела поучаствовать в конкурсе. Вот часть ее сочинения.
      Моё любимое занятие – это спорт. Спорт – это неотъемлемая часть нашей жизни.

     Занятие спортом укрепляет наши физические способности. Я люблю заниматься спортом два раза в неделю. Точнее хожу на танцы. Хотя, на первый взгляд, заниматься спортом регулярно утомительно, но со временем привыкаешь.

     Таким образом, я советую каждому заниматься спортом. (Саида Т.)

Тема сочинения раскрыта. Содержание последовательно. Размер сочинения – 48 слов. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

      На вопрос «Почему ты не написал сочинение?» учащиеся ответили следующим образом:

·     не было времени –12 уч-ся;

·     нет любимого занятия –2 уч-ся;

·     не интересно – 6 уч-ся.

       По результатам опроса большое количество учащихся не написали, потому что не было времени или не интересно.

На основе анкетирования было выявлено, что учащиеся проявляют интерес к творческим письменным работам. Однако, когда было предложено написать сочинение по желанию, многие не написали. Следовательно, это противоречит ответам учащихся, которые были даны в анкетах.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать выводы о недостаточно высоком уровне проявления интереса младших школьников к написанию сочинений.

На основе анализа литературы и данных констатирующего эксперимента в содержании проекта формирующего эксперимента предусматриваются следующие направления работы:

·        включение сочинений на актуальные для учащихся темы;

·        использование текстов разнообразных и нетрадиционных видов письменных работ (сочинение сказок, составление синквейнов);

·        создание речевых ситуаций, предполагающих разные роли (автора, критика, интервьюера);

·        применение активных форм представления своего текста, его обсуждения и взаимооценки.


Автор(ы): Цаканян Ани Вагановна
Приложения: