Обучение детей раннего возраста

Олифир Евгения Александровна,
 учитель-логопед ГБДОУ № 28
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Основные методы обучения  определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный характер. Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей.  Детям раннего возраста необходимы наличие опоры на наглядный образец, вовлечение в процесс познания  анализа, нужно обязательно соотносить слова с обозначаемым предметом, слова с действием, слова с признаком. Взрослым необходимо многократно повторять новые  слова, выполнять действия с предметом, которые обозначаются новым словом. Развитие речи детей происходит в процессе ознакомления их с предметами и явлениями окружающего мира.
Делая вывод из вышесказанного можно сказать, что к характерным методическим приемам обучения детей раннего возраста можно отнести следующие действия:
Взрослый показывает предмет и его называет;
Рассматривание предмета;
Взрослый показывает действия с предметами и их называет;
Выполнение поручений детьми;
Взрослый показывает картинки с изображением отдельных предметов;
Взрослый показывает картинки с изображением простого сюжета;
Взрослый показывает предметы в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;
Наблюдение за живыми объектами, явлениями природы и.т.д.
Все вышеперечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного восприятия. Помогают детям учиться сосредоточиться, обращать внимание на обращенную к ним речь и понимать ее. Свидетельством полного и правильного понимания воспринятой речи будет появление ожидаемой от ребенка ответной реакции. Она может выражаться невербальной мимикой, указательным жестом, взглядом или же выполненным действием. Очень важно активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами, речью.
Все приемы, которые характерны для конца первого года обучения, используют и на втором году жизни ребенка с целью активизации речи. Основа этих приемов - подражание речи взрослых. К таким приемам можно отнести:
Провоцировать внезапное появление предмета;
Провоцировать быстрое исчезновение предмета;
Эти два приема сопровождаются  сначала называнием предмета. Затем появлением таких вопросов как:  Кто это? Что это? Кто спрятался? Что исчезло? И.т.д.
Просить произнести слово;
Совместно проговаривать слова;
Отраженно произносить слова;
Самостоятельно произносить слова;
Договаривать слова в знакомой ребенку ситуации, которая подсказывает выбор нужного слова;
Отвечать на конкретные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Вопрос какой может быть более распространенным, характеризуя предмет по величине, форме, цвету и.т.д;
Предъявить речевой образец.
Существуют рекомендации к использованию некоторых методических приемов.
Показать предмет и назвать его.
Чтобы ребенок научился сосредотачиваться и развивал зрительно-слуховое восприятие, используются различные приемы. Первыми, из которых является внезапное появление и исчезновение предмета.  Для этой цели можно использовать набор  разнообразных игрушек. 
Учитель-логопед достает игрушку из коробки или из-под стола и быстро прячет ее обратно. Можно использовать для этой цели ширму, устроив целое представление.
В момент появления игрушки необходимо назвать ее, привлекая внимание ребенка. Эти действия следует проделать несколько раз с одной и той же игрушкой.  Называя предмет, необходимо следить зрительной реакцией ребенка. Как только вы заметили, что ребенок зрительно сосредоточился, следует несколько задержать игрушку над ширмой, тем самым удлиняя процесс восприятия в сочетании с обозначением словом. Необходимо познакомить ребенка с игрушкой, дать ее в руки, пощупать, погладить ее рукой, покачать, позвенеть, пошуршать, постучать и.т.д.
С развитием и совершенствованием умений ребенка сосредоточенно всматриваться в предмет, выполнять с ним какие-либо действия, количество предметов для одного занятия постепенно увеличивается.
Наиболее хорошие результаты показывает включение игрушек и предметов, которые способны издавать различные звуки. Например, музыкальные инструменты: бубен, дудочка, ксилофон, треугольник. Так же хороши озвученные игрушки: зайка, мишка, кошка и.т.д.
Чтобы было интереснее и более неожиданно следует менять место появления игрушки, выглядывая из-за ширмы с разных сторон, следя при этом за реакцией ребенка. Неожиданное появление и исчезновение игрушки порождает  у детей ответную реакцию и вызывает разнообразные эмоции, что помогает установлению контакта и способствует  появлению эмоциональной формы общения. Именно это в свою очередь и является предпосылками к развитию понимания словесной речи. 
Рассматривание предмета.
Для того, чтобы  начать рассматривать предметы, необходимо выбрать уже знакомые детям игрушки. Названия, которых они уже усвоили. При рассмотрении игрушки учитель-логопед  обращает внимание на его признаки. Какая она по размеру, форме, цвету, на ощупь. Обращает внимание детей на выделение части из целого. Из чего состоит игрушка.
Учит детей понимать, что признаки одних предметов, могут быть и у других предметов, а могут и отсутствовать. Например: « Мяч маленький, стульчик маленький и мишка маленький», «Глаза есть у кошки, зайки, мишки, куклы Маши». В этом процессе не стоит использовать слова обобщения, объединяя предметы в группы. Например, овощи, фрукты, музыкальные инструменты, игрушки, посуда, одежда. Больше подойдет использование вопросов, содержащих в себе обозначение действия: «Что мы одеваем? Из чего мы едим? Что растет в огороде? Что растет в саду на дереве? Кто летает?»
При развитии речи ребенка стоит обращать внимание на выстраивание связей между предметами. Например, карандаш и бумага нужны для того, чтобы рисовать. Палочки и барабан, чтобы издавать звук.
Показывать действия с предметами и давать им название.
Заниматься обучением детей действиям с предметами нужно на индивидуальных занятиях. В основе подражание взрослым.  Необходимо соблюдать некоторую последовательность этапов. 
Сначала выполнить действие вместе с учителем-логопедом. 
Затем использовать отраженное выполнение действий по показу взрослого. 
Самостоятельно выполнить действие  по словесной инструкции взрослого.
Финальным этапом будет самостоятельное выполнение действий ребенком в свободной деятельности.
Овладение совместными, отраженными и самостоятельными действиями помогает обучиться не только действиям с предметами, но и эмоциональному и деловому общению, сосредотачиваться, развивает зрительное и слуховое восприятие, формирует активную и пассивную речь.
Полученные знания и умение  самостоятельно выполнять действия с предметами стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, учиться выполнять разные действия в соответствии с инструкцией. Далее  должно появится понимание, что действие с одним предметом может выполняться и с другими.
В процессе обучения действий устанавливается тесный контакт учителя-логопеда и ребенка. Происходит формирование эмоционального и делового общения.  Отмечая успех, учитель хвалит ребенка, гладит по руке или голове, одобрительно кивает, использует мимику, употребляет слова с оценочным значением «Хорошо», «Так держать», «Молодец», «Правильно», «Здорово», тем самым,  вызывая ответную улыбку.
Эмоциональное общение, установление прямого контакта оказывает благотворное влияние на развитие понимания словесной речи.


Автор(ы): Олифир Евгения Алексанровна
Приложения: