Конспект занятия по познавательной деятельности

Путешествие в волшебный мир компаса. Исследования магнитов

Шкарина Ольга Борисовна

 Цель:  Знакомство с понятием «магнит». Ознакомление с компасом, его строением. Формирование представлений об ориентировании.

Задачи:

Формирование представлений о свойствах магнита.

Познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции,  логическое мышление: память, внимание.

Обогатить словарь детей словами: магнетизм, полюса,  компас, глобус, магнитное поле, части света, ориентирование.

Оборудование и материалы:

Магниты, предметы из разных материалов ( дерево, пластмасса,  резина, картон), глобус, компас, карта, музыкальная колонка.

 

Ход занятия:

Ребята встают в круг и произносится утреннее приветствие:

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями!

Воспитатель: Ребята, я  сегодня  получила письмо! И оно адресовано вам! Посмотрите, от кого оно?

 Ребята: От  Фиксиков

 Давайте, я его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Симка и Нолик. Мы узнали, что у вас сегодня будет необычное путешествие. Мы всегда помогаем нашему другу Дим Димычу. И сегодня решили помочь вам. Высылаем вам в посылке помогатор. Вы должны открыть секрет его работы.

Чтобы узнать, что в посылке, нужно отгадать загадку:

Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток.
(Компас)

Воспитатель достает из посылки компас.

Ребята, а что такое компас? А для чего он нужен?

Ответы детей.

 Правильно, ребята! Это устройство для ориентирования на местности. 

А вы хотите узнать,  как работает компас? (да)

 Но сначала, я расскажу вам одну историю. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сандалей липнут к чёрным камням, которых было великое множество.  Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.  Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом». Ученые стали изучать свойства этого камня, и были очень удивлены. Сегодня я предлагаю вам узнать о свойствах этого удивительного камня.

Ребята, тут в посылке еще лежит карта, по которой мы будем путешествовать! Посмотрите, куда ведет нас стрелка? К первой станции «Притяжение». А пройти нам надо  через болотистую местность, вы будете перепрыгивать с одного коврика на другой и нельзя наступать на землю.  Воспитатель подводит к  столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, железа).

ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит 

 Воспитатель:  На столе лежат вперемежку разные предметы.  Нужно их разобрать таким образом:  отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит)

 

Воспитатель: К каким предметам притягивается магнит?

Вывод Магнит притягивается к железным предметам.

 

ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте разобьемся на пары ( предлагаются 3 пары карточек разных цветов). Положите свои магниты на стол и попробуйте прикоснуться разными концами к магниту своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс (какого он цвета?), а с другой – «южный» (а он какого цвета?). Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нашу карту! Сейчас мы с вами отправимся на станцию «Земля».  А двигаться мы будем, перешагивая через препятствия!

Наша планета имеет южный и северный полюса, это части света. А еще есть запад и восток.

Воспитатель  просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Ребята читают стихотворение «Страны света»

Страны света

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся  планета.

СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.

ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.

Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится,
Там, где солнце спать ложится.

 

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, что на ней находится. Подпрыгните на месте! Почему вы не взлетаете, а приземляетесь на землю? Потому что земля обладает магнетизмом.

 

Ученые Китая (посмотрите, вот на глобусе Китай), изучая магнит, заметили, что намагниченная стрелка всегда указывает в одном направлении. Кто знает, в куда всегда показывает стрелка? (на север). Именно в Китае был изобретен первый компас, которым в наше время пользуются все страны мира. Устройство компаса несложное: внутри корпуса расположена магнитная стрелка, вращающаяся по кругу, она в любом случае показывает, где север. А зная, где север, можно понять, где и другие стороны света.

Ну вот, мы с вами и узнали секрет работы компаса. А теперь послушайте, что Фиксики написали дальше в своем письме: «Ребята,  вы молодцы! Вы смогли узнать секрет работы компаса!  А теперь вам надо будет отыскать спрятанный в лесу клад.  И сделать это вы должны с помощью компаса. Удачи вам!».

Давайте мы с вами отправимся в лес! А для этого нам надо сказать слова: «Вокруг себя покружись и в волшебном лесу очутись». Компас стал отличным подспорьем для путешественников. А кто знает, как раньше ориентировались в лесу без компаса? Предлагаются картинки-подсказки: по солнцу (утром оно бывает на востоке, днем – на юге, а вечером  - на западе), звездам в ясные ночи, по деревьям (веток и листьев больше с южной стороны), по мху на деревьях (мох находится с северной стороны), по муравейникам ( муравьи их строят с южной стороны дерева),  по грибам, растущим у (на) деревьев (грибы на дереве чаще вырастают с северной стороны стволов.)

И чтобы не заблудиться, нам надо закрепить с вами знания сторон света.

Для этого поиграем в игру «Компас». На  покрытии  нарисован большой круг, по сторонам которого написаны стороны света. Дети встают в центр круга спиной. Воспитатель начинает в произвольном порядке называть стороны света, а ребята в это время должны развернуться в сторону той части света, которую назвал воспитатель. Молодцы, у всех получилось  найти стороны света!

А теперь давайте возьмем компас.  Его надо положить на ровное, горизонтальное   место.                                                                                                          

Чтобы никогда и нигде не теряться,
Надо вам с компасом не расставаться.

Этот прибор, четко, словно весы,
Север укажет в любые часы:
Северный полюс, словно магнит,
Стрелку на компасе в Север манит.
Дальше всё просто: направо восток,
Юг нам покажет стрелки хвосток,
Слева от севера запад найдем.
Что ж, путешествуй хоть ночью, хоть днём!!

 

 Приступим к нашим поискам?

Воспитатель читает задание: сделать столько-то шагов на север, юг, восток, запад. В итоге ребята находят шкатулку с кладом, в ней записка от Фиксиков: «Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! И в шкатулке мы для вас приготовили сюрпризы-подарки». Ребята разбирают призы.

Воспитатель:  Ребята! А что вы нового узнали из нашего путешествия? А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Путешествие наше закончилось! Давайте попрощаемся с гостями.


Автор(ы): Шкарина Ольга Борисовна
Приложения: