Изучаем историю на уроках внеклассного чтения в начальной школе

Белова Татьяна Анатольевна

На современном этапе развития общества важнейшей задачей является воспитание патриотизма, воспитание в русле национальных ценностей и традиций. Знание истории своей страны, героического прошлого своего народа – это прежде всего уважение к самому себе. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - слова великого русского учёного Михаила Ломоносова. Приобщение детей к изучению истории через литературные произведения на исторической основе является важным моментом в обучении и воспитании школьников.

В настоящее время существует большое количество произведений на исторической основе: былины, летописи, жития святых, документальные рассказы, исторические рассказы, биографические произведения. Но абсолютное большинство этих произведений не входит в программу по литературному чтению в начальных классах. Исторических произведений в учебниках представлено крайне мало, и рассматриваются они, в основном, как познавательные, а не художественные. Внимание детей акцентируется лишь на исторической, а не литературной значимости этих произведений.

Вот поэтому на уроках внеклассного чтения целесообразно уделить достаточно внимания художественным литературным произведениям, основанным на исторических событиях. Можно связать изучение этих произведений с памятными датами в календаре (в начале мая читаем произведения о Великой отечественной войне 1941-1945гг, к 27 января – о блокаде Ленинграда…) или с изучаемыми историческими темами по предмету «Окружающий мир» ( крепостное право – «История крепостного мальчика» С.Алексеев, Отечественная война 1812 года – «Птица-слава» С.Алексеев…). При изучении данных литературных приёмов важно осознавать, что передача исторических событий в них не является самоцелью. Художественный вымысел, эстетическое оформление передаваемых событий, внутренний мир героев произведений –всё это лежит в основе произведений и делает их доступными и интересными для детского восприятия и изучения.

Пример одного из таких уроков: 27 января отмечается День полного снятия блокады Ленинграда. Вспомнив события тех дней (Дорога жизни, Таня Савичева, голод, нормы выдачи хлеба… - презентация) можно предложить детям познакомиться с повестью Л.Калюжной «Блокадный бегемот и девочка». Учитель сам по главам читает это произведение, задает вопросы после прочтения каждой главы. Особое внимание обращаем на толкование слов (буржуйка, партизаны, госпиталь, эвакуация, бомбоубежище, зажигалки…). После прочтения и анализа произведения ученики выполняют данную проверочную работу: определяют жанр и тему произведения, отвечают на вопросы по содержанию, дают определения словам. Подводя итоги урока, ученики говорят о чувствах, вызванных рассказом.

БЛОКАДНЫЙ БЕГЕМОТ И ДЕВОЧКА

Лариса Калюжная

рассказ    сказка    повесть    былина

о животных    о войне    о людях    о путешествиях

-С чем Галя сравнила бегемота, увидев его впервые? ____________________________________________

-Мама спросила: «Что тебе собрать в дорогу?»

Папа ответил: «Самое главное на войне - _____________________________________________»

-«Потом слово БЛОКАДА стали говорить вместе со словом ________________________________»

_______ граммов  хлеба

______________________________________________

      эвакуация---                                             ---военная больница

бомбоубежище---                                          ---маленькая железная печка  

     «буржуйка»---                                             ---вывоз людей из опасного места

«зажигалки»---                                                 ---подвал, где люди прятались от бомбёжек

 окопы---                                                          ---длинные глубокие канавы, из которых    бойцы ведут огонь

госпиталь---                                                    ---люди, которые боролись с врагом в тылу врага

      партизаны---                                             --- зажигательные бомбы

Еще один пример: в 4 классе на уроке окружающего мира мы говорим о крепостном праве в России. До изучения этой темы можно с детьми провести игру «Верю-не верю» (Веришь ли ты, что у матери можно забрать ребенка и продать его на базаре, и это не считалось преступлением? Веришь ли ты, что человек не мог без разрешения помещика жениться?...) Далее дети самостоятельно дома знакомятся с текстом повести Сергея Алексеева «История крепостного мальчика». На уроке ученики выполняют работу по проверке знания текста, далее происходит анализ произведения. Ключевым вопросом на уроке будет «Что больше всего тебя возмутило (ужаснуло…) в порядках того времени?»

 

С. Алексеев. История крепостного мальчика.

1.      Сколько лет Митьке Мышкину в начале повествования?

2.      Как Митька попал к барыне Мавре Ермолаевне?

3.      Почему суббота в доме барыни была необычным днём?

4.      Как поступил Митька с розгами?

5.      Что произошло в гусятнике, куда заперли Митьку?

6.      «А как-то легла барыня после обеда и заставила Митьку сушить валенки.

7.      - Да смотри,- говорит,- не спи! Валенки, они новые, далеко в печь не засовывай». Что произошло потом?

8.      «Тут сообщил граф Гущин своему управляющему, что приедет на Новый год. И к приезду нужно организовать………………………….».

9.      Почему управляющий графа Гущина выкупил Митьку у барыни Мавры Ермолаевны?

10.    «Была она совсем маленькая, зябко куталась в старенькое пальтишко, из-под которого выглядывала полосатая юбочка. На голове – Митька никак понять не мог – ни платок, ни шаль». Кто это?

11.    Как эта девочка оказалась в имении графа Гущина?

12.    Кто спрятал Митьку, когда не удался его побег?

13.    Почему немец во время генеральной репетиции хотел ударить Дашу? Почему не ударил?

14.    Что случилось с Дашей?

15.    Почему загорелся дом графского управляющего?

16.    В каком городе жил поручик Вяземский?

17.    «Екатерина Великая приказала разжаловать поручика Вяземского из гвардейских офицеров и направить в действующую армию». За что?

18.    За что Митя получил медаль? Кто её вручил Митьке?

19.    Почему Митька сбежал от поручика Вяземского?

20.    «А Митька стоял, вытирая рукавом намокшие глаза. И не знал, плакать или смеяться. Митька был счастлив». Какое счастливое событие произошло после побега в жизни Митьки?

21.    В какую игру научил играть Митьку генерал Юсуповский?

22.    Кого по приказанию генерала изображал Митька, переодевшись в женское платье?

23.    Как Митька прекратил «военные учения» генерала?

24.    Почему Митька убежал от генерала?

Литературные произведения, рассказывающие детям об истории нашей Родины, должны занять достойное место в школьной программе. На данном этапе уроки внеклассного чтения играют важную роль в историческом просвещении школьников.


Автор(ы): Белова Татьяна Анатольевна
Приложения:
6548041f41a58_Блокадный_бегемот_и_..._История_крепостного_мальчика.docx