Слоговая структура слова у детей  с  ОВЗ с ТНР

 

                                 Воропаева Елена Владимировна

                                    учитель-логопед высшей

квалификационной категории

ГБДОУ Детский сад №115

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

В отечественной литературе представлены материалы по исследованию формирования слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи. Тема считается не исчерпанной, остаётся много вопросов у учёных и специалистов о механизмах нарушений и пути коррекции.

Любопытным   показалось мнение Т.Г. Визель («Речь и проблемы общения у детей». М. Творческий центр «Сфера»2005). Она считает, что с нейролингвистической точки зрения  в  речевом высказывании ( прежде во внутри речевом плане)  скрыты слоговой (подкорковый,) и словесный (правополушарный) ритмы. Она полагает, что в речевом онтогенезе оба ритма являются базисными для речи.   Степень сформированности этих ритмов зависит от координированной работы двух полушарий мозга и проясняет важность врождённых задатков к ритмизированным действиям, так и нормальное   физиологическое функционирование внутренних органов и систем.  Это подтверждается   речевым онтогенезом: первые слова ребёнок говорит ритмизировано, а затем учится укладывать слоги в целостные слова, подчиняя их ударному центру слова. Затем он переходит к группировке слов в синтагмы. Скрытый слоговой   и словесный ритм интегрируется со смысловой программой и реализуется. В речи, которая должна стать зрелой к школьному возрасту смысловая компонента является главной, а ритмическая – обслуживающей ее.

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Ею были определены 14 типов (классов) слоговой структуры слова.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).

– опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации

– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);

– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога:

– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).

Данный дефект Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон, «тигар»  - тигр).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Актуальность работы над слоговой структурой слова строилась с учетом такого понимания и включала все этапы работы, которые существуют в онтогенезе.

Цель работы по слоговой структуре:

Обучение детей слитно, плавно произносить слова сложной слоговой структуры изолированно, в словосочетаниях и предложениях, соблюдая количество слогов, типы слогов, их последовательность и ударность в слове.

В основу нашего опыта работы по формированию слоговой структуры слова положен принцип системного подхода, а также классификация А.К. Марковой ( выделено 14  типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.) Мы опирались на методические разработки Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Слова усложняются, при этом увеличивается количество слогов, а также степень сложности слога (открытый – закрытый, прямой- обратный, слог со стечением согласных и без него). Работа над темой ведётся 2 года проводили сначала работу индивидуально, затем в подгруппе.

Направления работы по слоговой структуре включали два направления работы:

1.         Задания на невербальном материале:

- работа над ритмом (воспроизведение ритмов с помощью музыкальных инструментов, мячей и т.п.)

- формирование общей координации движений под   ритмическую музыку (маршировки, лёгкий бег, ходьба)

- упражнения на выполнение динамического праксиса рук (левой, правой, двумя руками по образцу и словесной инструкции под счёт

- упражнения на развитие реципрокной координации рук (движения одновременно двумя руками вместе)

- графические упражнения на переключения

2.     Задания на вербальном материале (отработка всех классов слогов, в соответствии с принятой классификацией.

Работа на невербальном уровне хорошо известна и знакома. Свой акцент мы сделали на вербальном уровне.

Мы, используя методику Т.Н. Новиковой – Иванцовой, познакомили детей с основными продуктивными типами слогов – ритмами, которые имеют свой образ - ритм, закреплённый картинкой – образом.  «Зая» – два с лога с первым ударным, «коза» –со вторым ударным,

«кит» – один слог, « курица» –три слога с первым ударным, «собака»-три слога со вторым ударным, «какаду» –три слога с третьим ударным. На наш взгляд они в игровой форме и достаточно прочно (в относительно короткий период) помогают детям овладеть слоговой структурой слова в соответствии с онтогенезом.  Ритм отхлопывается двумя руками в замочке (пальцы вместе обнимают друг друга), смена слога –смена позиций рук по отношению друг к другу. Так соблюдается режим реципрокной деятельности рук и необходимость плавного переключения со слога на слог. Определили цель и задачи для каждого этапа работы, условно разделив на работу:1) с ритмом,2) слогом,3) словом. Слова отбирались в соответствии с лексической и использовались на подгрупповых занятиях как часть занятия.

Ритмы

Варианты работы с ритмами:

·         соотнесение ритма с образом;

·         дифференциация ритмов с опорой на образ;

·         дифференциация ритма со слуха;

·         запоминание цепочки ритмов;

·         подбор картинок к заданному ритму.

Этапы работы над слогами

·         длительное произнесение гласных;

·         образование открытого слога и произнесение слогов со сменой гласных;

·         произнесение открытых слогов со сменой согласных;

·         образование закрытого слога и произнесение цепочки закрытых слогов;

·         образование слога со стечением.

Слоговой анализ слова

Задачи:

-Делить слова на слоги и подсчитывать их количество.

-Определять позицию слога в слове.

-Подбирать слова на заданный слог (с заданным слогом).

-Подбирать слова с заданным слогом в заданной позиции.

-Подбирать слова с заданным количеством слогов.

-Учить заменять в словах один слог другим.

-Учить увеличивать/уменьшать количество слогов с изменением смысла слова.

-Учить менять слоги местами с изменением смысла слова.

Этапы работы на уровне слова:

·         Соотнесение слов с графическим образом слоговой структуры слова

             А) Найди слово по его ритмическому рисунку.

              Б) Придумай слово по ритмическому рисунку.

·         Совместное проговаривание слов (сопряженное, затем отраженное).

·         Самостоятельное проговаривание.

·         Работа по предупреждению укорочения слова.

                «Договори словечко» (ребёнок договаривает последний слог слова)

·         Работа по предупреждению перестановки слогов.

            «Загадки» (ребёнок должен отгадать слово из «перепутанных» слогов

·         Работа по предупреждению увеличения количества слогов.

           «Добавлялки» (образование нового слова с увеличением количества слогов

             к заданному).

Интересные формы, игры для работы со слогом.

Чтобы сделать занятия интересными, мы придумали разные игры. Например, игру, в ходе которой ещё решали задачу по автоматизации поставленных звуков. Называется она «Качели».  Это плоскостная модель «Колеса обозрения» с перемещающимися деталями, где есть шесть «качалок», соответствующих количеству ритмов.  Ребенок отговаривает слово с «замочками», определяет ритм (количество слогов и ударный слог) и отправляет картинку в соответствующей слоговому рисунку «качалке». Детям игра нравится, используем её часто в индивидуальной работе, в подгрупповой. Любят дети игру «Договори словечко». Динамичность ей придает мяч. Взрослый перебрасывает мяч с началом слова, дети договаривают его, а потом, называют слово целиком (коро-ва,коро-на,доро-га). Инициатива сначала находится у взрослого. По мере овладения навыком слогового анализа дети   затем играют самостоятельно.

Увлекает ребят «Перепутаница». Ребята должны запомнить на слух слоги, переставить местами и назвать слово (беди-ле - лебеди, чи-гра -грачи, ки-ут - утка). Развивается слухоречевая память, слоговой анализ и синтез. В игре «Подарки» дети соотносят слово с ритмом, дарят ему (ритму) словечко (картинку). Эта игра   используется на протяжении всего учебного года (с учетом лексических тем). Обыгрываются сами ритмы. Они могут обозначать вагон (номер вагона) в теме «Транспорт», быть лейблом на корзинках в теме «Овощи- фрукты» и т.п. «Ритмы» могут жить в разных домах (тема «Город)», прятаться (тема «Космос»). В игре «Договори словечке» (работа по предупреждению увеличения количества слогов) дети сами должны без опоры на наглядность продолжить слово (кар-тон, кар-ман, кар-тошка).

В заключении хочется сказать, что овладение детьми правильной слоговой структурой слова задача важная, решается она медленно. Это стойкий дефект. Формирование правильного навыка требует длительного времени для своего формирования. В работе обязательно учитывать возрастные и личностные особенности. Наш опыт работы убеждает, что   коррекция может быть успешна, при системной, целенаправленной работе.

 

 

Источники:

1.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Сфера.2017г.

2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.1948г.

3. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. М. 2005г.

4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией/ Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. –  М.1961г.

5.Новикова-Иванцова Т.Н.  Ритмы. Слоги. Книга 1, часть 1- М.2015г.

6. Новикова-Иванцова Т.Н. Слова. Книга 2.М.2017 г.

7. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений

    для  детей 5-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006г.


Автор(ы): Воропаева Елена Владимировна
Приложения:
6545084e97b29_Новая__статья_ред._от_03.11.2023.docx